Время новостей
     N°20, 06 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2001
Тайна Пегого Коня
Виновных в трагедии Локерби вряд ли когда-нибудь накажут
Муаммар Каддафи обещал вчера представить миру доказательства невиновности ливийского гражданина Абдель Басита Меграхи во взрыве американского самолета над шотландской деревушкой Локерби в 1988 году. Однако пока ему не удалось и вряд ли удастся убедить судей и западное общественное мнение. И все же Каддафи прав в том, что правосудие вряд ли свершилось. Ведь даже если Меграхи действительно сделал все то, в чем его обвинили, он все равно лишь исполнитель приказа, которого не мог ослушаться.

Последние публикации в газете The Sunday Times объясняют уверенность британских спецслужб в виновности Меграхи и ливийского руководства. Оказывается, ливийский разведчик, работавший на Мальте, передал ЦРУ информацию о том, что в 1986 году, после американской бомбардировки Ливии ему было поручено изучить возможность помещения взрывного устройства на борт самолета, вылетающего с острова. В свою очередь британской разведке МИ-6 удалось завербовать ливийского чиновника, утверждавшего, что в 1988 году родственник Каддафи и глава службы внутренней безопасности Ливии Абдалла ас-Синусси провел совещание, на котором была поставлена задача взорвать американский самолет. Вначале 1990 года британская разведка завербовала еще одного, якобы весьма высокопоставленного ливийского контрразведчика, получившего кличку Пайболд (Пегий Конь). Он сообщил, что в 1988 году Каддафи действительно отдал такой приказ.

Казалось бы все ясно? Не совсем. Осенью 1988 года, за два месяца до взрыва, немецкая полиция обнаружила тайный склад палестинской организации во Франкфурте. При этом были найдены портативные магнитолы "Тошиба», взрывчатка и другое оснащение для изготовления самодельных бомб, а также расписание компании «Пан Америкэн» и багажные ярлыки «Люфтганзы». Немцы конфисковали четыре готовых взрывных устройства, вмонтированных в «Тошибы», которые должны были взорваться от резкого изменения давления воздуха при наборе высоты. Однако у германских криминалистов были основания полагать, что была изготовлена и еще одна, пятая бомба, которая исчезла. Поэтому, когда 21 декабря 1988 года американский лайнер взорвался на пути из Лондона в Нью-Йорк и при осмотре уцелевших фрагментов багажа были обнаружены детали от магнитолы «Тошиба», следователи пришли к выводу, что пятое устройство нашлось. Ведь самолет начал свой полет из Франкфурта! Но потом картина опять запуталась. Чудеса криминалистики позволили обнаружить на борту самолета никому из пассажиров не принадлежавший чемодан. Оказалось, что он прибыл во Франкфурт с Мальты. Мало того, удалось установить, что чемодан тот был марки «Самсонет» и в него и была заложена «Тошиба», завернутая в одежду. Одежда эта была куплена в магазине на Мальте. Итак, вроде бы выстраивалась гипотеза, что палестинцы, видимо, передали магнитолу на Мальту, где кто-то упаковал ее в «Самсонет» и направил во Франкфурт. Но опять не все концы сходились с концами. Во-первых, устройство бомбы несколько отличалось от обнаруженных во Франкфурте. Даже использованная магнитола была хоть и «Тошибой», но совсем другой. У следователей стало возникать ощущение, что кто-то попытался организовать теракт так, чтобы «списать» его на палестинцев. Для этого надо было знать об операции германской полиции во Франкфурте. Ливийская разведка, также как и спецслужбы других ближневосточных стран, были поставлены Интерполом в известность, но точная марка использованной палестинцами «Тошибы» не называлась... А владелец магазина на Мальте, где была куплена одежда, в которую была завернута бомба, не опознал подозревавшихся в совершении диверсии палестинцев. Он утверждал, что ту самую одежду покупал ливиец, который приобрел у него еще и зонтик. Шотландская полиция напряглась и нашла-таки осколки такого зонтика. Мало того, экспертиза показала, что зонтик находился в том самом роковом «Самсонете». Позднее владелец магазина опознал по фотографии Меграхи, работавшего в том время под «крышей» ливийской авиакомпании в мальтийском аэропорту.

И все же есть и другие детали, которые упорно привязывают произошедшее к палестинским радикалам и к Ирану. К тому же буквально за несколько месяцев до взрыва на борту «Пан Америкэн» американский корабль «Винсенс» по ошибке сбил ракетой иранский гражданский лайнер. Погибли все 200 с лишним пассажиров -- почти столько же, сколько было на борту лайнера, рухнувшего на Локерби. Иранские религиозные лидеры и начальники «Стражей исламской революции» поклялись отомстить по принципу «зуб за зуб».

Иран в то время тесно сотрудничал по линии секретных операций и с Ливией, и с Сирией, и с палестинскими группировками. Поэтому многим приходит в голову, что все это могло быть результатом многоходовой комбинации, в которой участвовали разные силы, имевшие зуб на Америку. Но главный вывод, который напрашивается, -- западная система правосудия совершенно бессильна, когда сталкивается с миром, живущим по иным законам. А потому правосудие не свершилось и не могло свершиться. И мир не узнал и, наверно, никогда не узнает имен главных преступников.

Генри ФЕОФАНОФФ, Лондон