Время новостей
     N°20, 06 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2001
Пучок - пятачок
Россия предлагает Австрии беспрецедентные условия закупки своего оружия
Австрийская сторона уверена, что центральными темами обсуждения в ходе начинающегося в четверг визита в Вену Владимира Путина станут «нейтралитет и русские истребители». Если с первым вопросом все более-менее ясно -- Москва сейчас активно ищет новые модели взаимодействия с европейскими структурами, -- то с истребителями история куда более интригующая. Накануне президентского визита в Вене побывала делегация российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ». Проведенная российскими оборонщиками и дипломатами «артподготовка» должна была убедить австрийцев в выгодах, которые им сулит покупка истребителей МиГ-29. Судя по всему, своего они отчасти добились, по крайней мере им удалось поразить воображение австрийцев: венские газеты в последние дни запестрели сообщениями о «бесплатном перевооружении ВВС» и даже об «обещаниях русских продать истребители с 1000-процентной прибылью для Австрии».

Как заявил газете «Время новостей» заместитель гендиректора РСК «МиГ» Андрей Мазуров, непосредственно участвовавший в венских консультациях, «встреча была рабочей, никаких документов на ней не подписывалось, стороны лишь вновь демонстрировали серьезность своих намерений». Предельная дипломатичность формулировок объясняется тем, что переговоры «МиГа» с австрийскими военными ведутся уже на протяжении по меньшей мере пяти последних лет и именно сейчас вступают в самую деликатную свою стадию.

До конца нынешнего года Вене предстоит окончательно определиться с тем, какой тип военных самолетов национальная армия выберет для перевооружения своих ВВС. Старенькие истребители J-35 «Дракон» шведской постройки окончательно выработают свой ресурс к 2003 году, поэтому правительство Австрии уже приняло решение о выделении армии около 1 млрд долл. на покупку 20--30 современных боевых машин для их замены. Планируется, что в австрийском тендере примут участие крупнейшие производители боевой авиации: Франция предлагает Вене свои «Миражи», шведы -- «Гриппены», США -- F-16 и F-18, а Россия -- адаптированный к «европейским требованиям» истребитель в новейшей его модификации МиГ-29СМТ.

Г-н Мазуров сообщил: «Чем ближе тендер, тем жестче становится противодействие конкурентов. Мы это чувствуем по многочисленным информационным «вбросам», которые сводятся в основном к тому, что МиГ-29 якобы машина дорогая, расходует много топлива и к тому же плохо обслуживается».

Нынешние консультации специалистов РСК «МиГ» в Вене как раз и должны были развеять все эти сомнения австрийской стороны. Для этого к презентации австрийского проекта «МиГ» привлек своих немецких партнеров -- совместное российско-германское предприятие MAPS, которое отвечает за техническое обслуживание и модернизацию истребителей МиГ-29, имеющихся на вооружении Люфтваффе, а также получило недавно право делать это «в интересах третьих стран» (межправительственное соглашение об этом заключено в нынешнем январе). Немцы гарантировали австрийским военным «оснащение самолетов европейскими системами вооружения и качественную логистику». В свою очередь российские участники консультаций старались убедить австрийцев в том, что, остановив свой выбор на МиГах, они «не только сэкономят свой миллиард, но еще и заработают на этом».

Дело в том, что РСК «МиГ» может поставлять свои истребители в счет погашения российского государственного долга Австрии, оставшегося еще со времен СССР (по некоторым оценкам, он достигает 2,5 млрд долл.). Более того, РСК «МиГ» соблазняет Вену тем, что «реализация сопутствующих офсетных программ дает возможность компенсации расходов австрийской стороны по данному контракту на 200--1000%». Речь идет прежде всего о лицензионном выпуске на австрийских предприятиях грузопассажирского самолета МиГ-110А, рассчитанного на перевозку 48 пассажиров или 5 тонн грузов.

Юрий ГОЛОТЮК