Время новостей
     N°17, 01 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2001
Пошли по рукам
Государство продает акции будущих балтийских терминалов
Компания "Усть-Луга", которой Министерство транспорта делегировало функции генерального заказчика по строительству торгового порта в Лужской губе на южном побережье Финского залива, продала пулу российских и европейских инвесторов 75% минус одна акция "Росхимтерминала". Взамен покупатели должны через два года построить комплекс перегрузки минудобрений (иначе -- терминал химгрузов).

В "Усть-Луге" пришли к выводу, что, пожалуй, единственный способ привлечь инвестиции в строительство порта -- продажа экспортерам или грузоперевозчикам контрольных пакетов ее дочерних компаний, имеющих землеотвод с правом строительства того или иного терминала.

Акции "Росхимтерминала" распределились следующим образом. По 20% купили новгородский "Акрон" (производитель калийных удобрений) и "Сильвинит" (специализируется на фосфатных удобрениях). 35% минус одна акция достались портфельному инвестору -- лихтенштейнской компании Progress Groop, получившей статус стратегического партнера "Усть-Луги".

Сумму сделки в "Усть-Луге" не называют, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако известно, что первая очередь терминала мощностью 2,5 млн тонн удобрений обойдется в 30 млн долл. и будет построена к концу 2002 года.

Во вторую очередь с вдвое большим грузооборотом придется вкладывать не 60 млн долл., а гораздо меньше, так как будет создана единая инфраструктура химического терминала. "Усть-Луга" совместно с инвесторами исследует возможность строительства в Лужской гавани комбината по производству сложных удобрений, которые прямо с завода будут отправляться на экспорт.

Кроме того, стало известно, что собственным портом в «Усть-Луге» решила обзавестись группа компаний "Алюминий Северо-Запада", контролируемая известным петербургским предпринимателем Алексеем Шмаргуненко и его партнером Александром Сабадашем. Под влиянием этих компаний находятся, в частности, "Выборгская целлюлоза" (прежде Выборгский ЦБК), "Русский дизель", "Волховский алюминий", глиноземные заводы Ленобласти, ликероводочные предприятия "АФБ-2", "Ливиз" и "Нива".

Одна из компаний группы -- "Глинозем" (г. Пикалево, Ленобласть) подписала соглашение с "Усть-Лугой" о строительстве терминала по обработке генеральных грузов мощностью 1 млн тонн в год. Здесь будет перегружаться то, что производит группа, -- алюминий, цемент, черные металлы, целлюлоза.

Крупная лесодобывающая фирма -- "Балтийский лесопромышленный холдинг" -- намерена финансировать сооружение лесного терминала. Финансовые параметры двух последних проектов и сроки их осуществления пока неизвестны, они сейчас находятся в стадии составления технико-экономического обоснования. Зато известно, что "Усть-Луга" решила отказаться от строительства импорториентированных терминалов (которые были предусмотрены составленным в начале 90-х годов генпланом порта) -- зернового, сахарного и контейнерного. Как заявляет менеджмент компании, единственным приоритетом является экспорт. Интересно, что запланированная еще семь лет ЛенморНИИпроектом нормативная мощность порта в 35 млн тонн грузов в год, по словам генерального директора "Усть-Луги" Валерия Израйлита, уменьшаться не будет -- просто импортные перегрузочные комплексы будут вытеснены экспортными.

Пока же в Лужской губе построена только часть причальной стенки угольного терминала, первая очередь которого будет запущена этой осенью.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург