Время новостей
     N°17, 01 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2001
Вахту сдал, вахту принял
Сенат позаботился о губернаторах и прокуратуре
Совет Федерации сейчас напоминает Думу в первый послевыборный месяц. "Старые" обитатели парламента оставляют насиженные места и покидают здание, а их немного растерянные преемники осваиваются в новой обстановке. Владимир Путин решил подбодрить новичков -- вчера, встречаясь с группой свежеизбранных сенаторов, он выразил надежду, что "при передаче вахты" от старых членов Совета Федерации новым сбой в законотворческой деятельности не наступит. Обозначив в качестве приоритетов законодательной работы Трудовой и Земельный кодексы, г-н Путин пожелал новым сенаторам "наладить контакты с коллегами и в правительстве, и в Государственной думе". Президент рассчитывает на то, что обновление Совета Федерации завершится уже в этом году.

Процесс смены законодательной вахты вряд ли будет таким уж плавным, если будет принята инициированная президентом Ингушетии Русланом Аушевым и поддержанная сенатом поправка в закон о порядке формирования Совета Федерации. Г-н Аушев не спорит с тем, что сенат должен работать на постоянной основе, однако против того, чтобы регионы представляли «люди с московской пропиской». «Что же получается, когда новый состав СФ формируется за счет людей с московской пропиской? -- сказал г-н Аушев Интерфаксу. -- Разве они будут жить нуждами своего региона?». Госдуме предложено подготовить соответствующие поправки в закон.

Это не единственная задачка, которую сенаторы задали депутатам. Во время обсуждения поправок в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (поправки дают право многим губернаторам избираться в третий раз) слово взял алтайский губернатор Александр Суриков. Он потребовал, чтобы право избираться больше чем на два срока получили все региональные лидеры. Губернатором двигала «обида за давно работающих людей, как, например, Сумин».

Коллегу успокоил г-н Строев. По его словам, он уже договорился в Госдуме о том, что будет внесена поправка на этот счет в закон «О дополнении к закону...», одобренный вчера сенатом. «Здесь все должны быть равны, -- подчеркнул спикер. -- Никакой избирательности быть не должно».

Позаботившись о себе, сенаторы уважили и Генпрокуратуру, отклонив поправки в уголовное законодательство. Если бы эти поправки были приняты, то за два года тюремное население могло бы сократиться на 250 тысяч человек. Изменения были направлены на то, чтобы создать условия, при которых люди не попадали бы в колонии и следственные изоляторы без крайней необходимости.

Госдуму проект прошел при единодушном одобрении. Но перед его рассмотрением сенаторами в верхнюю палату поступило письмо за подписью генпрокурора, который рекомендовал воздержаться от его принятия. «Пока проект находился в Думе, мы получали много поправок к нему, в том числе и от прокуратуры, но однозначно отрицательной реакции от нее не было, -- сказал корреспонденту газеты "Время новостей" председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. -- Видимо, они специально ждали, когда проект очутится в Совете Федерации. Письмо это написано в форме угрозы. Сенаторов пугают, что если они примут проект, то на свободе окажется 350 обвиняемых в совершении особо опасных преступлений. И на основе этого делают, например, вывод, что нельзя сокращать предельный срок содержания под стражей до суда с полутора лет до года. Но почему оттого, что они не умеют оперативно работать, должны страдать, возможно, невинные люди?»

В конце же письма г-н Устинов предлагает: «Впредь до приятия нового УПК, устанавливающего принципиально иной порядок и основания применения заключения под стражу, следует сохранить ныне действующие правила».

Чем руководствовались сенаторы, принимая это решение, сказать трудно. Председатель Совета Федерации Егор Строев категорически отверг возможность отклонения проекта под давлением прокуратуры. «Наше решение не связано с тем, что Генпрокуратура якобы пытается через палату что-то протащить, -- заявил он. -- Этот закон был нашим изначально, однако предложенный нами закон был извращен депутатами на 80%, и вместо защиты относительно невиновных нам предлагают защищать преступников и убийц».

Тактически сенаторы выбрали совершенно правильный ход. Они не отклонили закон окончательно -- ведь депутаты приняли его единогласно, и, стало быть, сенатское вето могло быть преодолено. В согласительной же комиссии законопроект может застрять очень надолго.

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Филипп СТЕРКИН, Леонид ПЕТРОВ