Время новостей
     N°17, 01 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.02.2001
Берегите Россию
Борису Ельцину - 70 лет
Свое семидесятилетие первый президент России Борис Николаевич Ельцин встречает на больничной койке с гриппом. Как говорят, он жутко расстроился -- семья готовила грандиозный домашний праздник с фейерверками, сюрпризами и вкусностями. Придется отложить. Правда, теперь это, слава Богу, не вопрос государственного регламента: частный человек имеет право праздновать день своего рождения когда и как ему вздумается. Вот выздоровеет и отпразднует. Итоги семидесяти лет жизни Бориса Ельцина, как это принято у нас, все равно подводят сегодня все, кому положено и кому нет.

Итак, в этом году Борис Ельцин привыкал к нормальной жизни. Постепенно. Сначала он с командой избранных помощников и соавторов писал знаменитую книжку -- на это ушло полгода, книжка удалась. Затем автор представлял ее миру. Потом он лицом к лицу столкнулся с размеренным бытом пенсионера -- прогулки на свежем воздухе, общение с детьми и внуками, неторопливые размышления о вечном, редкие гости. С непривычки такой режим оказался для Ельцина, великого и ужасного, стрессом, и за полтора месяца у него развилась катаракта -- он чуть не потерял зрение полностью, осталось всего 10% на обоих глазах. Прооперировался лазером, зрение восстановилось сразу почти полностью. Для Ельцина и его семьи это стало радостью, посерьезней успеха книги. Потом он вместе с Татьяной Дьяченко обдумывал будущий Фонд Ельцина, о создании которого планирует сообщить в ближайшее время. Самое большое огорчение года -- гимн Александрова. Из политиков чаще всего встречался с Владимиром Путиным, который исправно навещает его раз в месяц. За политику переживает, но больше за внешнюю. Телевизор стал смотреть реже, больше -- любимые фильмы на видео. Иногда принимает дома старых друзей, открыл для себя прелесть походов в рестораны. Отдыхать так и не научился. Хобби так и не обзавелся, хотя некоторое время размышлял, не начать ли изучать иностранный язык, например, немецкий. В последнее время был особо задумчив, так что домашние считают: он что-то замышляет. Интересно, что.

В прошлом году -- на свое 69-летие -- Борис Ельцин подарил нам Владимира Путина. Не то чтобы у него была возможность выбирать россиянам подарок с особой придирчивостью. Поджимало все -- время, здоровье, экономика, ассортимент. Выбрал явно лучшее из того, что было в наличии. Как обычно, благодаря загадочному и никогда так научно и не объясненному политическому инстинкту, подкрепленному советами двух-трех людей, которые действительно могли советовать Ельцину. Злые языки утверждают, что вообще-то никакого выбора у Ельцина и не было. Есть и другие мнения. В прошлый день рождения на вопрос, какое решение за годы президентства было для него самым трудным, Ельцин очень долго думал и сказал: «Не было ни одного легкого». В любом случае, можно с уверенностью предположить, что сегодня, принимая гостей в ЦКБ, Борис Ельцин не раз задумается о своем решении подарить нам Путина. До сих пор, по свидетельству близких, первый президент России верит, что второй президент России -- это достойный подарок.

За прошедший год Борису Николаевичу наверняка приходилось много раз то гордиться, то обижаться за неизбежные бесконечные сравнения Путина с Ельциным. Огорчаться ставшему традиционным зачину: «Наконец-то, после стольких лет разрухи и бардака...». Втайне радоваться произносимому со вздохом «Да, ВВ, конечно, не царь, то ли дело БН!» Волноваться -- а будут ли привыкшие к «царю» дружественные и не очень соседи принимать всерьез невысокого технократа? Задумываться, не поспешил ли он или не опоздал ли с «непростым для себя решением», как задумываемся об этом сейчас все мы.

За все предшествующие десять лет своей высочайшей карьеры Борис Ельцин переделал многое. Он возглавил нашу «бархатную революцию», он защитил парламент, позже расстрелял его, в промежутке дозволил провести шоковую терапию, учредил антисоветские институты и символы. Переизбрался, пережил несколько инфарктов и публичную операцию, наказывал за «черный вторник» и увольнял за дефолт. За годы его правления доллар поднялся с трех рублей до тридцати, потом опять упал и опять воспрянул. Ельцин семь раз увольнял и назначал правительства, провел войну в Чечне, разрушил СССР и попытался заменить его на СНГ, допустил приватизацию и чикагских мальчиков, все время хотел сделать много хорошего, но мало успел. Последнее, кстати, его собственная оценка. Мало успел, потому что отчего-то ситуация все время балансировала на грани, так что десять лет ушли в основном на то, чтобы от грани отойти. Но и это не вполне получилось. Уходя в отставку, Ельцин передоверял своему преемнику страну, находившуюся на самой что ни на есть грани.

Главное, что сделал Борис Ельцин, между тем не измеряется никакими известными единицами признанных в мире систем мер и весов. За десять лет своего правления Ельцин сделал все, что лично он мог, чтобы вверенная ему, а затем передоверенная им страна, находясь на грани, могла бы даже легко упасть за грань, в пропасть, но никогда -- назад. Иными словами, при попустительстве Ельцина и по его доброй политической и человеческой воле Россия изменилась так сильно, что кажется уже -- необратимо. Проблема в том, что проверить, обратимо или нет, можно, только пожив в России еще некоторое время.

Основная разница между Ельциным, которого только ленивый не клеймил за то, что он царь, за то, что византийский и варварский, и Путиным, приятно поражающим начитанностью, рациональностью и цивилизованным патриотизмом, оказывается, в мелочи. Когда Ельцин, к всеобщему ужасу, внезапно менял прогрессивное правительство на неотчетливое, но произносил при этом фразу «Россия никогда не свернет с пути рынка и демократии», общественность вздыхала с облегчением. Было ясно, что какую бы муть ни вытворял очередной кабинет, можно не пугаться: «царь» привержен либеральным ценностям. Каждый раз, когда Путин убедительно заявляет о своей приверженности либеральным ценностям, общественность глубоко задумывается: что же он имеет в виду?

В этот радостный день семидесятилетнего юбилея первого президента России хочется надеяться на то, что сделанное им -- достаточно, и все действительно необратимо. Желаем Борису Ельцину, чтобы его подарок его не подвел. А главное -- здоровья, новых открытий в области простых человеческих радостей и увлекательного хобби.

Татьяна МАЛКИНА