Время новостей
     N°16, 31 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2001
Трое в лодке
Последние два месяца на рынке недорогих сигарет разворачивается беспрецедентная ценовая война. Основными игроками являются российские фабрики «Донской табак», «Балканская звезда» и «Нево-табак», с одной стороны, и крупные зарубежные производители -- Philipp Morris, British American Tobacco (BAT), JTI, британская Gallaher и немецкая Reemtsma -- с другой. Еще до недавнего времени три российских производителя вместе имели, по некоторым оценкам, до 20% рынка, сегодня их доля на рынке гораздо меньше.

В конце ноября оптовики выбросили на рынок крупную партию российских сигарет по демпинговым ценам. Одновременно с этим западные производители уменьшили цены на свою продукцию: 20--21 декабря, например, компания Gallaher снизила цены на товар недавно приобретенной фабрики «Дукат» на 5--7%. Для покупателей подешевели находящиеся в одной ценовой группе с продукцией отечественных производителей «Сити» (Gallaher) и «Оптима» (Philipp Morris). Российские же производители не могут себе позволить резко снизить цены. В результате покупатели переходят на сигареты западных марок, склады «Донского табака», «Балканской звезды» и «Нево-табака» забиты.

Первый итог ценовой войны долго ждать себя не заставил: в декабре из-за перепроизводства уже останавливалась ростовская фабрика. Так или иначе, в России сегодня налицо кризис перепроизводства табака. А это значит, что ценовая война будет жестокой. Крупные международные компании могут себе позволить бороться за рынок, продавая и без того дешевые марки сигарет себе в убыток, российская же «троица» вряд ли имеет столь крупные ресурсы.

Анфиса ВОРОНИНА