Время новостей
     N°15, 30 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.01.2001
Так бы жил любой
В Белых Столбах открылся очередной фестиваль архивного кино
Вот уже которую зиму подряд в Белых Столбах собираются киноведы, кинокритики, киноархивисты и даже кое-кто из творцов. Общаются и спорят, наслаждаются по мере сил культурным отдыхом и подмосковной природой, проводят «круглые столы» и семинары по наболевшим темам и животрепещущим вопросам, представляют новые справочники и кинопроекты, выбирают лучших по профессии за отчетный период. А самое главное -- смотрят уникальные фильмы, которые нигде и никогда больше увидеть будет нельзя. И предоставлена им вроде литера -- кому от Чаплина, кому от Китона.

С наступлением нового века мало что изменилось. V кинофестиваль архивного кино «Белые Столбы» открылся фильмом Михаила Вернера «Пленники моря» (1928) с Ольгой Книппер-Чеховой в одной из ролей -- картиной, почти 60 лет считавшейся утерянной. И дальше ожидаются сплошь раритеты, упакованные в несколько тематических концептуальных подборок. По традиции будут чествовать столетних юбиляров 2001 года -- Ивана Пырьева, Михаила Ромма, Марка Донского, Витторио Де Сику, Марлен Дитрих, Андрея Москвина, а также справляющего семидесятилетие Жан-Люка Годара. Выбор безупречен, однако очень обидно, что за кадром осталась еще одна не менее эпохальная дата -- девяносто лет со дня рождения гениального британского актера Винсента Прайса. Кроме того, помянут мастеров экрана, ушедших в прошлом году, -- Клода Сотэ (фильм «Официант» 1983 года с участием еще одного юбиляра, Ива Монтана) и Олега Ефремова (его единственная режиссерская работа в кино -- «Строится мост»). Кроме того, планируется осмыслить ХХ век как век Уолта Диснея при помощи ранних диснеевских короткометражек, мини-фильма «Как делаются мультипликации Уолта Диснея» и совсем свежей (вариант для архивного фестиваля непривычный, но в данном случае вполне уместный) «Фантазии-2000» -- новой версии эпохального диснеевского мультфильма по мотивам шедевров классической музыки.

Неизменно вызывающая огромный интерес программа «Конфронтация» (в которой собраны фильмы, снятые по разные стороны идеологических, религиозных и всех прочих возможных баррикад) на сей раз посвящена «феномену коммунизма» и включает в себя массу интересного -- от индийского фильма 1970 года «Наш Ленин» до широко известной в узких кругах ленты «Я был коммунистом по заданию ФБР» (США, 1951). А кроме того -- мало кем виденные фильмы Лилианы Кавани, Джона Лоузи и Эльдара Рязанова, программы малоизвестных экранизаций Андрея Платонова, «круглые столы» на тему цензуры и терроризма... В общем, снова про кино можно будет говорить двадцать четыре часа в сутки -- и никто не одернет, не перебьет, не переведет разговор на погоду. Подробный отчет о целлулоидном пиршестве -- через неделю.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ