Время новостей
     N°10, 23 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.01.2001
Каждому -- свой чемодан ответственности
О том, как муниципалитеты выживают в наше время, корреспонденту газеты «Время новостей» Наталье ГОРОДЕЦКОЙ рассказала мэр Углича Элеонора ШЕРЕМЕТЬЕВА.

-- Мэры говорят, что новый Налоговый кодекс -- смерть для муниципальных бюджетов.

-- В 2001 году Углич теряет около 30% бюджета. Новый налог на прибыль (5%) пока иллюзорен -- нормальный руководитель предприятия всегда может эту прибыль скрыть, и никакие налоговые проверки ее не найдут. Будем договариваться с предприятиями. У нас регулирующие налоги полностью отданы на места -- НДС, подоходный, налог на прибыль. Угличу они дают до 40% бюджета. Мы можем сбалансировать бюджет на долгосрочный период. Кроме того, мы все подписали договоры с губернатором, что нам отдается то-то и то-то, а мы выполняем такие-то функции. Бюджет Угличского муниципального округа (около 60 тыс. жителей), куда входит сам город и 17 сельских волостей, -- около 200 млн рублей. Пока 63% мы собираем сами, а 37% -- дотации центра и области. В области принят хороший закон, в нем фиксируется прибыль на уровне 2000 года, при ее наращивании предприятию возвращается 80%, а в бюджет региона идет 20% вновь полученной прибыли. Будем зарабатывать.

-- На чем можно заработать в маленьком городе?

-- Не работают предприятия, в бюджете сплошные дыры, и вас в лучшем случае будут кормить с руки субъекты федерации. Наши часы «Чайка» раньше экспортировали в 89 стран. Обанкротился завод, губернатор ввел внешнее управление. Провели реструктуризацию, потом область отдала завод городу, сейчас там 5 тыс. рабочих, мы имеем 44% акций, у инвестора -- 46% и 8% акций -- у физических лиц. Разработали программу развития туризма -- Углич входит в Золотое кольцо. Церкви реставрируем. Инвесторы строят гостиничный комплекс. Там будет бильярд, сауна. На этом заработаем, часть прибыли ведь нам пойдет. Малый бизнес на ноги встанет, пойдут налоги. Сегодня все, кто занимается народными промыслами, -- швеи лоскутных одеял, ювелиры, кукольницы, иконописцы -- имеют льготы по налогам, по аренде помещений.

-- Муниципальные деятели жалуются, что им негде зарабатывать, они зависят от губернатора, а у него самого ничего нет.

-- Надо рационально расходовать деньги. Наш бюджет абсолютно прозрачен, вплоть до рубля, истраченного из резервного фонда мэра. Деньги даем только по предварительной заявке с обоснованием трат, работают тендеры и муниципальные заказы. В школах, детских садах, больнице у нас мясо, молоко, овощи каждый день. В других городах, мне говорили, этого нет. Мы даем заказы сельхозпредприятиям нашего округа. Им весной деньги позарез нужны, мы их авансируем, а они нам потом -- продукты по дешевке. Кроме того, в Угличе работает программа энергоресурсосбережения: перевод котельных на газ (солярка, мазут сегодня баснословно дороги), строительство тепловых узлов. Заводы сбросили городу социалку, а печки остались у них, и они нам в счета упорно загоняли свою промбазу. Мы установили тепловые узлы по всем границам и платим только за то тепло, которое пошло на население. На этом получили за два года 29 млн рублей. Сейчас ставим приборы учета воды, электроэнергии. Коммунальные услуги в расчете на 1 кв. метр жилья у нас подешевели до 8,7 руб., а по госстандартам положено 10,7 руб. Пока такого не будет на местах, расходование денег будет кому-то кормушкой, кому-то -- прикормом. У нас бюджетная обеспеченность -- 2,5 тыс. рублей на человека, больше, чем в Подмосковье, там -- 2,3 тыс.

-- Получается, можно выжить. Отчего же мэры так страдают от невнимания к своим проблемам со стороны центра?

-- У меня сложилось впечатление, еще с советских времен, что центр -- администрация президента, правительство, Дума, сенат -- хорошо видит Москву, похуже -- Московскую область, вдалеке маячат губернские города. А малые и средние города для центра -- недифференцированная масса. О нас как об административных ресурсах вспоминают лишь во время выборов в федеральные органы власти -- все-таки мы составляем 70% населения. Тогда все перед нами на ушах стоят. А от выборов до выборов государство и без нас спокойно живет, до нас глаза и уши Москвы не доходят. А где правила игры расписываются? Налоговый и Бюджетный кодексы приняли не в нашу пользу. Увели от нас все природные ресурсы через Лесной, Водный кодексы, земля не наша стала. Парадокс, но у нас нет своей земли, она не разграничена на государственную, частную и муниципальную. Закон о земле, который будет рассматривать Дума, нам опять не выгоден.

-- Может быть, имеет смысл муниципалитетам вернуться под крылышко власти, а мэров назначать сверху?

-- Ну что вы, у избранного мэра установка другая. Колоссальная ответственность перед людьми. Говорят о том, что самоуправление никому не подконтрольно, что мэры обогащаются. Да такой мэр в маленьком городе не имеет шансов переизбраться. Здесь народ знает, кто и что почем, бесконечно обманывать его невозможно. Другое дело, надо разделить полномочия по уровням власти. Но должно быть единое правовое поле, должен быть контроль за исполнением госполномочий на местах, карательные меры. Когда у каждого будут свои полномочия и свой чемодан ответственности -- жесткой, судебной, все встанет на свои места.

Беседовала Наталья Городецкая