Время новостей
     N°8, 19 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2001
Евгений Савостьянов: Непреодолимых преград нет
"Московскую нефтяную компанию" создадут летом
«Московская нефтяная компания» -- одно из самых загадочных предприятий в стране. Вице-президент МНК Евгений Савостьянов, знаменитый своим участием в выборах президента России 2000 года в качестве одного из кандидатов, рассказал газете "Время новостей", что же такое МНК на сегодняшний день.

-- В каком состоянии находится процесс создания МНК?

-- Сначала предполагалось, что МНК будет принадлежать наполовину правительству Москвы, наполовину нефтяной компании «Эвихон», но за прошедшее время значительная часть акций «Эвихона» перешла к компании Sibir Energy. Сейчас определено, что партнерами будут Москва и Sibir Energy. Решено, что имущество в МНК будет вноситься в пропорции один к одному на основании независимых оценок бизнеса «Центральной топливной компании» (ЦТК), принадлежащей правительству Москвы, и бизнеса Sibir Energy. Мы планируем завершить эту работу к концу марта. Оценку ЦТК проведет Dresdner Kleinwort Benson. Тендер на оценку Sibir Energy еще не завершен. В нем участвуют три компании DeGolyer&MacNaughton, Rayder Scott и Gaffney Cline. Затем нам предстоит состыковать оценки, так как их проведут разные компании, по разным методикам. Будет торг. Кого-то переоценили, кого-то недооценили. Возможно, что кому-то придется что-то доплачивать, вносить дополнительное имущество или наоборот. После этого мы собираемся провести тендер на выбор независимого консультанта, который выработает оптимальную схему слияния. По плану, в июле должно состояться собрание акционеров МНК, на котором будет окончательно утверждена структура активов и форма слияния. Я иногда шучу, что МНК -- это временный творческий коллектив по объединению активов основных партнеров. Сегодня задача -- создать компанию. На бумаге она существует уже два года, но прогресса пока не много.

-- В МНК ни у кого не будет контрольного пакета. Это устраивает акционеров?

-- Всегда, когда с кем-то объединяешься, чем-то поступаешься, но что-то и приобретаешь. На сегодня никаких стратегических противоречий между акционерами нет. Они договорились так, чтобы никто не мог диктовать другому свои интересы. Эта компания немного сложнее в управлении, но никаких непреодолимых преград нет.

-- В начале года МНК вернула акции ЦТК московскому правительству. Это было сделано из-за иска прокуратуры Москвы, которая обнаружила в факте передаче акций незаконную приватизацию?

-- Мы вернули акции не из-за иска прокуратуры. Мы всегда считали, что эти акции переданы нам на хранение, а их реальным владельцем так и оставался Департамент государственного и муниципального имущества (ДГМИ) правительства Москвы. Вот вам пример. Еще до иска прокуратуры ДГМИ выдал президенту МНК Шалве Чигиринскому доверенность представлять интересы Москвы в ЦТК. Здесь в преамбуле однозначно говорится: «ДГМИ, как владелец 100% акций ЦТК».

-- А на бумаге кто является акционером МНК?

-- На сегодня картина такая: московское правительство -- 25%, Бостон Торг -- 25%, Марион Альянс -- 25%, Ост Контракт -- 21%, РНП-Инвест -- 4%. 16 января мэр Москвы подписал распоряжение о покупке 25% у одной из этих компаний. Правительство заплатит за акции по номиналу чуть более 20 тыс рублей и получит 50% акций. Sibir Energy тоже собирается купить 50%. Так что в ближайшее время мы получим уже новых, реальных акционеров.

-- У вашего творческого коллектива все же есть реальный актив -- ЦТК, которой принадлежат Московский нефтеперерабатывающий завод, Моснефтепродукт, ПАРКойл и Московская топливная компания. Вы ими управляете?

-- Мы пока не очень-то управляем ЦТК. Мы только готовимся к этому. Надеюсь, что предстоящая перестройка управления ЦТК станет прорывом в данном направлении уже в самое ближайшее время. ЦТК выступает как передаточный механизм между МНК и дочерними предприятиями, и у нее нет нужды в коллегиальных органах управления. Такие органы есть в МНК, их вполне достаточно. Управлять ЦТК будет президент. Кто им станет, решит акционер -- правительство Москвы.

-- ЦТК уже много лет руководит Юрий Шафраник. Как складываются его отношения с руководством МНК?

-- Если акционеры решат, что будет Шафраник, значит, он останется. Шафраник является первым вице-президентом МНК и членом правления МНК. Было бы странно, если бы в наших отношениях все было безоблачно. Проблемы есть, шероховатости есть, но и работа тоже есть. Сложности возникают из-за разных представлений о развитии бизнеса.

-- Что будет вносить в МНК Sibir Energy?

-- Это определят акционеры МНК с учетом рекомендаций консультанта. Либо акции нефтедобывающих компаний в Западной Сибири, либо лицензии на нефтяные месторождения. Sibir принадлежат акции «Эвихона» (82%), «Магмы» (95%), «Югранефти» (98%) и «Уватнефтедобычи» (24,9%). Упрощенно говоря, с одной стороны, вносится московская инфраструктура по переработке и сбыту нефтепродуктов, с другой стороны вносятся активы по добыче нефти.

-- ЛУКОЙЛ и «Татнефть» владеют 45% акций Московского НПЗ и заявляют, что намерены участвовать в управлении этим заводом. Они конкурируют с МНК?

-- Эти компании уже управляют заводом, так как два представителя ЛУКОЙЛа «Татнефти» входят в его совет директоров. Говорить об их участии в управлении, как о будущем, нельзя. До 2003 г. мы планируем перевести все дочерние предприятия МНК на единую акцию. Это будет сложный процесс с учетом интересов всех акционеров. Если их не устроят наши предложения, будем искать компромиссы. Мы никому не собираемся выкручивать руки. Никакой недоброжелательности по отношению к ЛУКОЙЛу и «Татнефти» у нас нет. По мере роста нашей добычи нефти их доля будет сокращаться, и это, конечно, конкуренция. Вопрос об участии ЛУКОЙЛа и Татнефти в создании МНК остается пока открытым. Здесь нет запретов. Возможно, что часть акций МНК останется нераспределенной, и тогда можно будет привлечь дополнительных партнеров.

Беседовал Олег ЧЕРНИЦКИЙ