Время новостей
     N°7, 18 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2001
Любовь холоднее смерти
Новые фильмы на «Ликах любви»
В том, что касается актерского состава, «Абердин» Ханса Петтера Моланда -- один из самых представительных фильмов конкурса. Имена из вступительных титров -- Стеллан Скарсгаард, Ян Харт, Шарлотта Рэмплинг -- на слуху и в пространных комментариях не нуждаются. Сыгравшая главную роль Лена Хейди известна чуть меньше (у нас ее могут помнить как Ольгу Ларину из файнсовского «Онегина» и Гиневру из «Волшебника Мерлина» с Сэмом Нилом), но после «Абердина» просто так не забудут: играет она замечательно, выглядит превосходно, да к тому же всю первую половину фильма норовит при каждом удобном случае весьма эффектно обнажиться. Увы, картина в целом куда менее впечатляющая. Road movie о далеком от сентиментальности путешествии дочки-наркоманки и отца-алкоголика к одру умирающей от рака матери не особенно пытается бить на жалость или вгонять в депрессию свинцовой чернухой -- но при этом не в состоянии предложить никакой мало-мальски осмысленной альтернативы. Кажется, что в Европе сейчас кино такого сорта делается по какой-то неведомой разнарядке, просто чтобы было. Это тот самый нестыдный, но абсолютно необязательный уровень, оттеняющий подлинные шедевры и задающий планку для фильмов совсем уж никудышных. Смотреть такое кино -- все равно что следовать советам заботливых родителей и непременно есть все с хлебом.

Похоже, подобного рода крепкие, но средние (или, если угодно, средние, но крепкие) фильмы составляют основу фестивальной программы. Это хорошо -- смотреть подряд одних Медемов да фон Триеров (как это случалось в те времена, когда «Лики любви» были не фестивалем, но внеконкурсным фестом) бывает опасно для нервной системы. Зато совершенно безопасен для любых внутренних органов вполне целомудренный (если не считать словенского мата, на слух очень похожего на наш) словенский «Порнофильм» Дамьяна Козоле. Начавшись как комедия о трех приятелях, решивших снять первый в истории Словении порнофильм с участием русских девиц из заштатного борделя, история постепенно становится все более и более сентиментальной, чтобы в результате закончиться крушением всех надежд, криминалом и прощальными слезами. А Словения так и остается без своего национального порношедевра. Более всего фильм похож на его главного героя (Матиаш Латин) -- рыхлого и кудрявого пентюха, парня вроде бы неплохого, но не вызывающего при этом ни грана симпатии (даже его декларируемая любовь к Линде Лавлейс не прибавляет ему обаяния). Несколько исправляют положение неожиданные цитаты из «Крестного отца» (босс враждебной черногорской мафии работает под Дона Корлеоне) и из Самуила Яковлевича Маршака, чьи стихи про поросят, визжащих «И-и!», декламирует на пробах героиня Натальи Даниловой. Но ненадолго -- фильм обрывается на полуслове, авторы, как и горе-порнографы, оказываются не в состоянии владеть ситуацией. Так что всем интересующимся механизмами производства неприличного кино лучше пересмотреть культовый фильм Максима Пежемского «Жесткое время» -- тема примерно та же, криминально-маргинальные реалии похожи, бюджет на порядок меньше, чем у Козоле, а драйва, юмора и неприкрытой трагичности хоть отбавляй.

Вне конкурса на «Ликах» успела засветиться «Обнаженная Маха» -- фильм некогда обожаемого киноманами за «Бильбао» и «Окорока и ляжки» Бигаса Луны (уже сегодня фильм выйдет в московский прокат в кинотеатре "35 мм"). Теперь же недавний провокатор снял дорогой, костюмный и какой-то озадачивающе-пресный фильм из жизни испанского высшего света в начале XIX века. Среди героев -- любимец Андрея Вознесенского живописец Гойя, король Карлос IV, герцогиня Альба и другие официальные лица. Среди актеров -- Хорхе Перугоррия, Айтана Санчес-Хихон, Пенелопа Круз и Стефания Сандрелли. Кино, мягко говоря, среднее, идеально вписывающееся в череду напыщенных, псевдодраматических костюмных фресок последнего времени (вроде «Вальмона» или последних фильмов Джеймса Айвори). О настоящих переживаниях и душевных муках происходящее на экране дает не больше представления, нежели офсетная репродукция «Обнаженной Махи» в хрестоматии по истории искусств -- о самом нетленном шедевре. Так что ничего не остается, как закрыть глаза на местами изумительную операторскую работу Пако Фемения и хихикать над напыщенными диалогами и «масенькими» трагедиями. А памятуя о кубинском происхождении Хорхе Перугоррия, хочется вспомнить о чудесной музыкальной сказке с острова Свободы (давным-давно изданной на виниловой пластинке и радовавшей не одно поколение будущих поклонников испанского кино) и переименовать фильм из «Обнаженной Махи» в «Короля Палитру Первого».

Пока на фестивале любовь кажется весьма прохладной. Любовное настроение хотя и витает в воздухе, но не до конца обрело зримое воплощение. Подождем, пока в свои права вступит Вонг Кар-Вай. Российская премьера «Любовного настроения» этого замечательного гонконгского режиссера ожидается на закрытии «Ликов любви» -- в следующий вторник.

Станислав Ф. Ростоцкий