Время новостей
     N°7, 18 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2001
Повод для самоопределения
Разработан механизм изменения статуса субъектов федерации
Субъекты Российской Федерации, видимо, скоро получат возможность самоопределяться. Министерство по делам федерации, региональной и миграционной политики почти закончило разработку проекта конституционного федерального закона «Об изменении статуса субъекта РФ», сказал вчера глава ведомства Александр Блохин. Впрочем, министру не очень нравится само понятие «права наций на самоопределение», так как, по его мнению, зачастую «в это играют региональные лидеры, не реализовавшие свои амбиции», а что может получиться, «показала Чечня».

Г-н Блохин подчеркнул, что законопроект этот «стоял в плане еще в 2000 г.», поскольку ст.66 Конституции требует отдельного закона, который определит механизм изменения статуса. Этот механизм Минфедерации и разработало. Согласно проекту изменения не могут идти сверху, но лишь через волеизъявление граждан (референдум). Все изменения должны быть согласованы с центром и соседями, а если какая-либо «третья сторона», по словам г-на Блохина, с этими изменениями не согласна, то она может обратиться в Конституционный суд.

Между тем комитет по делам федерации Госдумы планировал в 2000--2003 гг. разработать законопроекты «О статусе субъекта РФ» и «Об изменении статуса субъекта РФ». Зампредседателя комитета Владимир Лысенко сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что эти законы «разрабатываются еще со времен Черномырдина, но тогда Дума отказалась их рассматривать». Сегодня депутаты также пришли к решению «не трогать пока эти вопросы», поскольку тогда придется признать, что не все субъекты федерации равны, как сказано в Конституции. Республики, например, не в пример выше по статусу, чем автономные округа. А закон об изменении статуса, по мнению депутата, может дестабилизировать и без того неспокойную ситуацию, особенно на Северном Кавказе. Как только этот закон будет принят, считает Владимир Лысенко, «двойные и многонациональные республики» -- Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан -- «начнут делиться».

По словам г-на Лысенко, еще в прошлом году депутаты обратились в Минфедерации с просьбой приостановить работу над законами о статусе субъектов федерации. Александр Блохин, однако, сказал, что «не знает, кто в Минфедерации ведет переговоры с Думой -- только не я». «Закон об изменении статуса никакого отношения не имеет к разделу республик», -- отсек г-н Блохин опасения за последствия принятия закона.

Г-н Лысенко перечислил четыре варианта использования нового закона. Во-первых, автономные округа могут повысить свой статус хоть до республиканского, что может быть выгодно для таких богатых субъектов, как Ханты-Мансийский АО. Во-вторых, можно будет реализовать активно обсуждаемый в последнее время вариант возвращения АО в состав областей. Но добровольно на это пойдут лишь слабые субъекты -- Усть-Ордынская АО, например, готова вернуться в Иркутскую область. Такой закон, по мнению г-на Лысенко, мог бы пригодиться при укрупнении субъектов. Но это, по его словам, малореальная идея, ее не поддержат региональные лидеры, да и президент будет против. И последнее: задача закона, предположил депутат, -- не объединение регионов, а все-таки развод, мирный и на законном основании.

В любом случае, считает зампредседателя думского комитета, законопроект «Об изменении статуса...» не ко времени, тем более что в этом законе надо бы прописать и само понятие статуса субъекта федерации. «Но если правительство внесет законопроект в Думу, -- сказал Владимир Лысенко, -- депутаты вынуждены будут его рассматривать».

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ