Время новостей
     N°7, 18 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2001
Очень жесткая конкуренция
За душу курильщика борются специалисты по раку и табачные компании
В 2001 году конкуренция на табачном рынке России обострится, поскольку рынок насыщен, производство растет, а желающих предаться этому пороку не становится больше.

«Мы не стремимся увеличить число курильщиков», -- говорил вчера директор по корпоративным отношениям российского отделения British American Tobacco (BAT) Владимир Аксенов на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности компании в 2000 году. По его словам, в России это число ежегодно увеличивается всего лишь на 1--1,5%. Поэтому компания, расширяя свой бизнес, имеет в виду не столько привлечь к курению новых поклонников, сколько откусить кусок у своих конкурентов.

Хотят быть первыми

BAT -- вторая в России табачная компания после Philip Morris (у них соответственно 15 и 17% рынка). Сегодня, когда последствия кризиса постепенно сглаживаются и часть потребителей переключаются на более дорогие сигареты, BAT намерена повысить обороты, предложив курильщикам свои же собственные, но только более качественные марки. Тут, считает г-н Аксенов, им должна помочь реклама, а власти рассматривают вопрос о запрете рекламы табачных изделий. «Табак -- легальный, хотя и противоречивый продукт, и он должен рекламироваться, но с ограничениями, -- говорит г-н Аксенов. -- Чтобы курильщики могли переходить на более легкие и современные виды продукции, они должны быть проинформированы о существовании этих видов. Даже в Западной Европе нет запрета на рекламу. Идут дискуссии о запрете, но только с 2006 года».

Зато именно в Западной Европе и как раз вокруг облегченных сигарет разгорается скандал, который может в очередной раз испортить табачным компаниям обедню.

Не верь глазам своим

Как передает Reuters со ссылкой на последние исследования, опубликованные британским The National Cancer Institute (Национальный институт рака), те, кто курит облегченные сигареты, вдыхают на самом деле в 8 раз больше никотина, чем указано на упаковке. «Указанное на упаковке сигарет содержание смол и никотина не стоит бумаги, на которой оно напечатано, -- говорит профессор Мартин Джарвис из Imperial Cancer Research Fund. -- Нет никаких сомнений, что покупателей вводят в заблуждение».

На пачках некоторых ультралегких сигарет указано, что они содержат только 0,1 мг никотина, но на самом деле курильщик получает около 1 мг никотина, тогда как приверженцы обычных брэндов получают примерно 1,4 мг никотина, хотя на упаковке сказано, что там только 1 мг.

В России, по данным BAT, в 2000 году легкие сигареты занимали 20% рынка по стоимости и 10% -- по объему продаж. Судя по тому, что все крупные табачные компании предлагают потребителю облегченные варианты, среди которых теперь есть сигареты средней ценовой категории и ниже, популярность этого товара растет.

Анастасия НАРЫШКИНА