Время новостей
     N°3, 12 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.01.2001
«Миги» защитят Европу от США
Россия и Германия подписали соглашение о борьбе с американской экспансией
Россия и Германия готовят совместную «спецоперацию» на европейском рынке военной авиации. В четверг в Москве было подписано российско-германское межправительственное соглашение «О стандартизации, модернизации и материально-техническом обеспечении истребителей МиГ-29 в интересах третьих стран». По словам замминистра обороны Михаила Дмитриева, подписавшего соглашение с российской стороны, в первую очередь тандем авиастроителей двух стран ориентирован на потребности европейских владельцев «мигов»: на вооружении армий бывшего Варшавского блока до сих пор остается 120--130 истребителей этого типа.

В последние годы Москве становится все сложнее сохранять свои позиции на европейском рынке. Переориентировавшись на Североатлантический альянс, наши бывшие союзники приступили к перевооружению своих армий в соответствии с натовскими стандартами. В итоге Россия лишается не только возможности политического влияния на происходящее в Европе, но и несет вполне ощутимые финансовые потери. По оценке гендиректора концерна МИГ Николая Никитина, общий объем рынка модернизации одних лишь истребителей МиГ-29 в странах бывшего Варшавского договора достигает 400 млн долларов. При этом участие Германии в модернизации «мигов» делает конечный продукт кооперации ВПК двух стран вполне натовским. У бундесвера накоплен богатый опыт интеграции истребителей этого типа в военные структуры западного образца. После объединения ФРГ и ГДР в состав Люфтваффе были включены 24 МиГ-29 (к сегодняшнему дню один из них разбился, а остальные планируется использовать до 2005--07 гг.). Созданное в 1993 г. для их технического обслуживания российско-германское совместное предприятие МАПС («МиГ Айркрафт Продакт Саппорт») провело апгрейд истребителей -- на них была смонтирована натовская система опознавания «свой--чужой», установлено навигационное оборудование GPS, увеличился и радиус боевого применения этих машин. После модернизации два немецких «мига» были даже включены в состав коалиционных военно-воздушных сил, несущих боевое дежурство под эгидой НАТО.

У Германии в сотрудничестве с Россией свои резоны. Непосредственно финансовая сторона проекта модернизации «мигов» ее волнует гораздо меньше, чем Москву (впрочем, по вчерашнему межправительственному соглашению, головными организациями определены концерн МИГ и МАПС, а половина акций последнего принадлежит известной немецкой фирме DASA). Для Германии куда важнее сейчас убедить европейских владельцев «мигов» в том, что им не следует в срочном порядке перевооружаться техникой американского образца (в качестве основной альтернативы МиГ-29 в планах венгерских, болгарских, польских и даже румынских военных сейчас фигурируют выпускаемые в США истребители F-16). Модернизация позволит эксплуатировать «миги» по меньшей мере еще около десяти лет, а к тому времени, когда их все же придется списывать, уже будет запущен в массовое производство амбициозный проект европейского ВПК -- истребитель «Еврофайтер», создающийся в пику американской продукции.

Впрочем, исповедуя типичное для Европы желание «не допустить американской экспансии» и участвуя в продвижении на европейский рынок российских истребителей, Германия ориентируется прежде всего на интересы своей оборонной промышленности. Как пояснил газете «Время новостей» посол Германии в России Эрнст Йорг фон Штудниц (он подписывал межправительственное соглашение с немецкой стороны), куда более серьезный российско-германский проект в области военной авиации -- создание совместного военно-транспортного самолета на базе нашего Ан-70 -- реанимироваться не будет». По словам посла, «уже принято окончательное решение, что этим будет заниматься фирма «Эрбас» -- Европе нужно думать о загрузке своих производственных мощностей и о рабочих местах».

Юрий ГОЛОТЮК