Время новостей
     N°1, 10 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.01.2001
Отстойный праздник
Туристы попали в объятия «Русавиа»
Если верна примета о том, что проведешь Новый год так, как встретишь, в российском туризме он грозит быть скандальным. Новогодняя эпопея, испортившая настроение тысячам людей, собиравшимся отдохнуть у самого синего моря, скорее всего завершится головокружительными судебными исками к компании «Русавиа» и оргвыводами со стороны Министерства транспорта. Потому что масса туристов, со скандалами и задержками вылетавших из России в канун Нового года, теперь рискует не добраться домой.

Вчера из тропического Утапао, что в Таиланде, компания «Полярные авиалинии», которую оказавшаяся без самолетов «Русавиа» наняла специально для этого рейса, вывозила многострадальных туристов. Однако, как сказала газете «Время новостей» гендиректор турфирмы Vand International Татьяна Ванд, после всего случившегося она не уверена, что на промежуточной посадке в Улан-Удэ не произойдет нового провала. Пассажиры могут просто остаться там, если организовавшая рейс «Русавиа» не выполнила всех формальностей или не оплатила услуги аэропорта, как это случилось почти со всеми ее чартерами на вылете.

Дело в том, что после 30-часовой задержки в Москве без питания и расселения в гостинице (у «Русавиа» не оказалось договоренности с Китаем о пролете над его территорией) в самолет села лишь часть туристов. Остальные разъехались по домам, а рейс улетел полупустым. Генеральный директор Vand направляется теперь в Таиланд улаживать отношения с гостиницами. От результата этих переговоров зависит объем претензий к «Русавиа», с которыми компания намерена обратиться в арбитражный суд. Пока, по ее словам, «прямой ущерб составляет от 25 до 60 тыс. долл.».

Еще большие приключения ожидали туристов «Русского Холидея», вылетавших на Бали. Вылет задержался на 39 часов, им пришлось лететь «Аэрофлотом» и другими компаниями, а директору «Русского Холидея» доплачивать наличными за все, что не оплатила «Русавиа». В итоге "Аэрофлот" отозвал свой борт, а у туристов на руках билеты "Русавиа", и поэтому национальный перевозчик не обязан везти их обратно. Улетят балийские путешественники в Москву или нет, пока неясно.

Для исправления грехов «Русавиа» три федеральных чиновника создали неформальный штаб. На его последнем заседании в минувшую пятницу первый замминистра транспорта Александр Нерадько, замминистра экономического развития и торговли Владимир Стржалковский и замминистра транспорта Павел Рожков обсуждали спровоцированную авиакомпанией ситуацию. Замминистров выступили, по сути, диспетчерами в организации возвращения российских туристов. По словам Владимира Стржалковского, остается серьезная проблема с выполнением "Русавиа" своих финансовых обязательств по обратным рейсам.

Руководители авиакомпании заверили, что все уладят. Однако то же самое ее генеральный директор Борис Лихачев обещал и 29 ноября на заседании комиссии по безопасности туризма Московской ассоциации туристических агентств (МАТА). Г-н Лихачев сказал газете «Время новостей», что на Бали отправится их собственный рейс, а вывозить туристов из Хургады будет борт «Полярных авиалиний», который сначала полетит в Таиланд.

Как сообщил советник министра экономического развития и торговли Леонид Волков, нынешняя чартерная программа не первая, которую заваливает "Русавиа". Компания, у которой, по некоторым сведениям, нет собственных самолетов, а имеющиеся два оформлены в лизинг, продала девять чартеров: по одному в Барселону, Утапао, Денпасар, Мадейру и Тенерифе и четыре -- в Хургаду. Г-н Волков сомневается, что "Русавиа" сможет удовлетворить многочисленные материальные претензии, которые поступят от турфирм и их клиентов.

По мнению исполнительного директора службы «Банко» Татьяны Чувилкиной, нынешний Новый год -- «наука нашим министерствам, хотя они и отработали четко». Однако, полагает она, заместитель министра транспорта Александр Нерадько, «которому пришлось работать диспетчером, первый заинтересован в том, чтобы навести в отрасли порядок». Под «порядком» в службе «Банко» подразумевают новые правила лицензирования авиаперевозчиков, позволяющие отсеивать ненадежных.

О необходимости госрегулирования, т.е. создания гарантий для клиентов авиакомпаний и турфирм, говорит и председатель совета МАТА Павел Ременный. Как сказал г-н Раменный газете "Время новостей", МАТА готовится к созданию отраслевого третейского суда, однако до начала его работы ассоциация запланировала провести совместно со службой «Банко» общественные слушания по итогам новогодней туристической кампании. Пока же, заметил он, нужно не заседать, а сделать все, чтобы уменьшить вред.

Александр ЛЕВИНСКИЙ