Время новостей
     N°1, 10 января 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.01.2001
ВАЗ теряет "дочек"
Менеджмент автозавода готовится к смене владельца
АО «АвтоВАЗ» продало одно из своих крупнейших дочерних предприятий -- тольяттинское «АвтоВАЗагрегат». Его новыми хозяевами стали тольяттинская группа компаний «Лада-Интер-Сервис» и московское АО «Русинкор». Об этом на днях сообщила пресс-служба «АвтоВАЗагрегата».

«АвтоВАЗагрегат», выпускающий автомобильные кресла для вазовских автомобилей, имеет для автозавода стратегическое значение: к концу 2000 года он должен был остаться единственным поставщиком этой комплектующей. АвтоВАЗ до сих пор относился к производителю кресел с большим пиететом: получение кредитов и разбирательства налоговых конфликтов проходили при участии первых лиц автозавода. Тем более неожиданной оказалась сделка по продаже предприятия, где работают более 3000 человек.

«Лада-Интер-Сервис» и «Русинкор» приобрели акции «АвтоВАЗагрегата» непосредственно у ВАЗа. Первый из покупателей в Тольятти известен. Эта группа проводила несколько операций по покупке-продаже долгов городского бюджета. Кроме того, на ее счету ряд коммерческих проектов, связанных с ликероводочным бизнесом и торговлей автомобилями. Деятельность «Лада-Интер-Сервис» в Тольятти традиционно связывают с интересами лиц из руководства завода.

На самом ВАЗе пока отказываются как-либо комментировать факт продажи «АвтоВАЗагрегата», указывая лишь на то, что предприятие не приносило никакой прибыли своему учредителю. Между тем, по неофициальной информации, эта сделка имеет совсем иную подоплеку: продажа дочерних предприятий может быть способом страховки менеджмента АвтоВАЗа на случай возможной смены владельца. Тем более что продажа эта идет уже давно и систематически.

За прошлый год владельцев сменила значительная часть заводов -- поставщиков ВАЗа. На Димитровградском автоагрегатном заводе (еще одно дочернее предприятие АвтоВАЗа) к власти пришла самарская группа «СОК», ранее торговавшая автомобилями. Она же установила контроль над несколькими владимирскими предприятиями, поставляющими на тольяттинский автозавод фары и электротехнику.

В Калужской области завод КЗАМЭ, производящий различное оборудование, перешел под контроль самарского АО «Моторостроитель» и еще одного вазовского дилера -- фирмы «Самара-Лада-Авто». Кроме того, неоднократно предпринимались попытки скупить акции либо обанкротить самарское АО «Завод имени Тарасова», являющееся крупнейшим поставщиком стартеров и генераторов. За этими попытками также стояли крупные вазовские дилеры.

В целом ряде случаев подобные действия происходили не без поддержки менеджеров ВАЗа, которые имели и имеют свои интересы во многих автоторговых фирмах. Сделка по продаже акций «АвтоВАЗагрегата» выглядит лишь очередным звеном цепи, предполагающей получение менеджерами АвтоВАЗа контроля над основными поставщиками комплектующих.

Дмитрий СУРЬЯНИНОВ, Самара