Время новостей
     N°192, 22 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2000
Путевка в Новый год
Дед Мороз, бесспорно, остается главным действующим лицом новогодних каникул. Причем, настолько важным, что многие сотрудники российских туристических агентств убеждены: именно этот легендарный персонаж определяет выбор направления для зимних поездок с детьми. Порой даже отодвигая на второй план такой фактор, как финансовые возможности семьи.

Глава туристической компании «Орфей» Михаил Романов считает, что сказка о Деде Морозе (он же Санта-Клаус, он же Йолупукки) заставляет многих россиян каждую зиму выбирать для новогоднего отдыха именно Скандинавию. «В Финляндии в это время световой день заканчивается в три часа, зимы, например, в Хельсинки как таковой нет, погода слякотная, но туда все равно едут из-за легенды», -- говорит г-н Романов. Особенно популярен среди российских туристов зимой маршрут Финляндия--Швеция, когда на один день группа отправляется из Хельсинки в Стокгольм на пароме. Стоит такой тур в разных компаниях от 200 долларов, причем переезд в эту сумму не входит. В основном же все детские экскурсионно-познавательные туры из Москвы в Скандинавию совмещают железнодорожные и автобусные переезды. Поездом до Выборга или Санкт-Петербурга, а дальше автобусом. Другие варианты почти не практикуются, несмотря на то, что многочасовой автобусный «поход» довольно утомителен для детей. «Но ехать по железной дороге до Хельсинки просто не имеет смысла, потому что в таком случае проезд будет стоить почти столько же, сколько и сам тур», -- поясняет менеджер туристической компании Solvex Людмила Сысойкина.

Однако зимнюю Скандинавию все равно нельзя назвать самым популярным маршрутом в России. Основными зарубежными направлениями по-прежнему будут Египет и Эмираты -- там тепло, море и относительно недорого (по сравнению, например, с Таиландом). А любители снега традиционно выберут детские горнолыжные курорты в Италии, Швейцарии, Австрии и Андорре.

Представители туристического бизнеса отмечают, что главным фактором, сдерживающим развитие детского туризма в России, остается дороговизна билетов (как на внешние, так и на внутренние направления). Хотя сегодня он уже не столь значим, как несколько лет назад. «Сейчас родители постепенно возвращаются к советской традиции: отправлять ребенка на каникулы куда-либо отдохнуть одного, поэтому спрос на наши услуги есть», -- говорит президент Российской ассоциации туристических агентств Сергей Шпилько.

Но в следующем году могут появиться проблемы нефинансового порядка. Как известно, в марте 2001 года Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания вступают в Шенгенское соглашение, и уже сейчас туроператоры опасаются, что серьезно усложнится оформление въездных виз в эти страны. Помимо Скандинавских стран сложнее будет попасть в Словакию -- эта страна вводит визы для российских граждан уже с начала следующего года. Беспокоятся, в частности, в компании Ost-West, которая организовывала поездки для детей в зимний горнолыжный лагерь. По мнению заместителя директора фирмы Марины Сониной, теперь, вероятно, придется бронировать меньше мест: «Родители и раньше не всегда успевали собрать все необходимые документы в срок, а для получения словацкой визы их придется сдавать за две недели».

В то же время появление виз для россиян в восточно-европейских странах (а в 2001--2002 годах их должны ввести Венгрия и Болгария) может положительно отразиться на развитии рынка внутреннего детского туризма. По словам Сергея Шпилько, уже сейчас в различных регионах страны реставрируются старые пионерские лагеря, различные компании предлагают родителям отправить детей в пригородные дома отдыха. То есть эта популярная в советские времена услуга вновь возвращается на рынок. Кроме того, этой зимой в столице гораздо большим спросом, по сравнению с предыдущими годами, будут пользоваться экскурсионные туры в Санкт-Петербург, Псков, Новгород, города Золотого кольца.

ПОЛИНА ЗВЕРЕВА