Время новостей
     N°197, 29 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2000
Кино
Составлять всевозможные рейтинги к концу года, осложненному концом века и тысячелетия, нам приходится уже не первый раз. Занимаясь этим в одиночку, позволяешь себе впадать в эстетический экстремизм, предаваться черному юмору, да и просто валять дурака. Но когда мы начали составлять десятку лучших фильмов вдвоем, многое -- из числа индивидуальных пристрастий -- пришлось оставить за рамками списка: «Магнолию» и «Клетку», «Девственниц-самоубийц» и «Безумного Сесила Б.», «Шестой день» и «Патриота». Мы решили сдаться на милость объективной реальности и постарались выбрать фильмы, которые будут помнить в новом веке. В рейтинге участвуют только картины, вышедшие в российский кинопрокат в уходящем году.

«Танцующая в темноте» (Дания). Режиссер Ларс фон Триер. Совершенно не обязательно любить этот фильм, но те, кто по-настоящему ценит кинематограф, должны быть благодарны режиссеру, который вывел искусство кино на новый уровень воздействия на зрительскую психику.

«Гарри -- друг, который желает вам добра» (Франция). Режиссер Доминик Молл. Фильм этот выгодно отличается от большинства французской кинопродукции последнего времени -- инфантильной, перегруженной многозначительными диалогами или попросту глупой. Вывести из фильма однозначную мораль вряд ли возможно, однако мир, придуманный Моллом, безусловно значителен и осмыслен. А понятия «призвание» и «судьба» обретают в нем былую весомость.

«Бойцовский клуб» (США). Режиссер Дэвид Финчер. Кино редкой разрушительной силы. Объектом разрушения становятся мир яппи, духовный мир «приличного человека» конца столетия и эстетика традиционного голливудского кино.

«Кикуджиро» (Япония). Режиссер Такеши Китано. Самое светлое и ничем не замутненное киновпечатление года. Современная сказка, лишенная назидательности. Вместо дидактики -- юмор, нежность и умиротворение.

«Простая история» (США). Режиссер Дэвид Линч. Просим прощения за высокий стиль, но если бы Гомер жил в конце XX века и был бы режиссером, вместо «Одиссеи» у него получилась бы «Простая история».

«Шестое чувство» (США). Режиссер М. Найт Шьямалан. «Так век за веком -- скоро ли, Господь? --/ Под скальпелем природы и искусства/ Кричит наш дух, изнемогает плоть,/ Рождая орган для шестого чувства» (Николай Гумилев). Самый неожиданный и глубокий блокбастер года.

«Красота по-американски» (США). Режиссер Сэм Мендес. Кино о том, что можно жить в обществе и стать свободным от общества, если очень захотеть. Редко случается, когда одному фильму дают столько «Оскаров» -- и все заслуженно.

«Эрин Брокович» (США). Режиссер Стивен Содерберг. В отечественном прокате эта производственная трагикомедия, основанная на реальных фактах, была снабжена подзаголовком: «Красивая и решительная». Точнее и не скажешь. Джулия Робертс просто не может не получить «Оскара» за лучшую женскую роль.

«Криминальные любовники» (Франция). Режиссер Франсуа Озон. Изобретательный синтез клаустрофобического триллера, детской сказки и криминального «черного фильма». Великолепен сербский актер Мики Манойлович в роли людоеда, обглодавшего до косточек французскую мелкую буржуазию.

In Vino Veritas (Франция). Режиссер Отар Иоселиани. Классик грузинского кинематографа и наш бывший соотечественник верен себе: Париж очень похож на Тбилиси, а французских клошаров отличает все та же неприкаянная свобода, что и «певчего дрозда» из давнего фильма.

Алексей МЕДВЕДЕВ и Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ