Время новостей
     N°194, 26 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2000
Призрак Хасавюрта
Кремль раздражен поездкой депутатов в Назрань
Попытка группы депутатов Госдумы вступить в политический диалог с представителями чеченских сепаратистов вызвала негативную реакцию в Кремле и положительный отклик у некоторых региональных лидеров.

Первый начиная с 1998 года контакт московских политиков с представителями сепаратистов произошел в субботу в Назрани. Итогом переговоров стал протокол, подписанный членами думской фракции СПС Борисом Немцовым, Сергеем Ковалевым, Павлом Крашенинниковым, лидером группы "Российские регионы" Олегом Морозовым, депутатом от Чечни Асламбеком Аслахановым и посланцами Аслана Масхадова. В протоколе из пяти пунктов, по словам г-на Немцова, отмечено, что «военного решения чеченского конфликта не существует». Депутаты считают, что надо начинать переговоры, причем с чеченской стороны, по их мнению, участвовать в них должны представители парламента и президента Ичкерии. В протокол встречи, кроме того, вошло положение о «необходимости совместной борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Чечне».

Самостоятельность депутатов, которые пообещали сепаратистам, как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» г-н Крашенинников, «надавить на власть, чтобы склонить ее к переговорам», очень не понравилась в Кремле. Помощник президента Сергей Ястржембский заявил вчера, что «никаких переговоров, способных привести к новому Хасавюртовскому соглашению, федеральный центр поддерживать не будет». В аппарате полпреда президента в Южном округе Виктора Казанцева корреспонденту газеты «Время новостей» также сказали, что «второго Хасавюрта быть не должно».

Впрочем, некоторые региональные лидеры думают иначе. За переговоры с Асланом Масхадовым высказались губернаторы Краснодарского и Ставропольского краев Николай Кондратенко и Александр Черногоров. «Мы говорим, что Масхадов нелегитимен, но ведь его избрал народ, -- сказал г-н Кондратенко. -- Мы должны показать всему международному сообществу, что мы хотим мира для своего народа». Г-н Черногоров уверен, что власть обязана испробовать все пути, включая переговоры с лидером чеченских сепаратистов. «Там каждый день гибнут наши ребята, каждый день мы кого-то хороним, -- сказал он. -- Мы не можем бесконечно вести эту операцию. Все, пора заканчивать». Северокавказские лидеры готовы перейти от слов к делу: г-н Кондратенко не исключил возможности встречи с Асланом Масхадовым в Пятигорске.

На самом деле вопрос о том, с кем вести переговоры, остается открытым. Не исключено, что те, с кем разговор в Чечне возможен, владеют ситуацией гораздо меньше, чем Хаттаб и Басаев, переговоры с которыми Москва полностью исключает. Имена чеченских депутатов, которые встречались с думцами, держатся в тайне из соображений безопасности. Единственным человеком в чеченской делегации, не побоявшимся засветиться, был министр масхадовского правительства Хож-Ахмед Яриханов. Он возглавлял делегацию Чечни на переговорах с федеральным центром в 1995 г.

Встреча депутатов прошла при посредничестве ингушского президента Руслана Аушева. Как он рассказал корреспонденту газеты «Время новостей», «устроить встречу с депутатами масхадовского парламента» его попросили члены фракции СПС, причем предупредили, что это -- без согласия Госдумы. По словам г-на Аушева, в чеченской делегации были известные люди, «руководители парламента». По сведениям из неофициальных источников, все участники субботней встречи входят в госкомитет Ичкерии по обороне.

Если переговоры продолжатся на другом уровне, чеченцы, ориентирующиеся на Москву, почувствуют себя преданными. Впрочем, это локальная проблема. А вот вполне вероятное недовольство военных может стать проблемой общегосударственного значения.

Шамиль Бено, представитель администрации Чеченской республики при президенте России:

-- Переговоры, которые провели Борис Немцов и Павел Крашенинников -- хороший диалог, в принципе это никому не мешает. С другой стороны, это похоже на рекламную кампанию нескольких ангажированных депутатов. Можно предположить, что эта попытка воздействовать на ситуацию лежит в одном русле с недавними заявлениями Бориса Березовского в The Financial Times о необходимости переговоров.

Очень плохо, что чеченская общественность не информирована о статусе и полномочиях переговорщиков. В глазах значительной части чеченцев группа Немцова и Крашенинникова -- представители Москвы, которая ищет контакта с теми, кто против нее воюет. Для этих чеченцев ведь не существует всех разногласий и противоречий, которые на самом деле есть в Москве.

С чеченской стороны переговоры велись несколькими депутатами парламента созыва 1997 года, причем, по нашим сведениям, эти депутаты не замечены в реальных контактах с теми, кто воюет с оружием в руках. Если сейчас вести какой-либо диалог, то участниками его должны быть Хаттаб и Басаев, Кадыров и Квашнин или другое российское военное руководство. Вести сейчас переговоры с Масхадовым нет смысла, потому что достигнутые соглашения скорее всего не будут исполняться. Однако сначала в любом случае следует вести диалог о принципах. Не может быть никаких переговоров с людьми, которые не признают основных прав человека.

Наталья ГОРОДЕЦКАЯ