Время новостей
     N°194, 26 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2000
Над всем Израилем безоблачное небо
Десять лет назад, шутят в Израиле, здесь можно было встретить людей, говорящих по-русски. Сегодня можно встретить кое-кого, говорящего на иврите. Остальные -- по-русски. Но это, к огорчению российских туроператоров и местных представителей турбизнеса, не туристы. В Тель-Авиве, Иерусалиме и даже в сугубо курортном Эйлате каждый первый, сидящий на скамеечке, выползающий из умопомрачительного аттракциона или уговаривающий сфотографироваться с питоном-подростком, шепчется, орет или зазывает по-русски. Это местный житель.

И это трагедия для местных властей. Потому что российский туризм еще несколько месяцев назад был одним из самых прибыльных видов бизнеса. И это не меньшая трагедия для российских туроператоров и авиаперевозчиков.

Получается, что первые зря получали, с огромными сложностями, аккредитацию в посольстве, а вторые -- ломали монополию израильской «Эль-Аль» и российской компании «Трансаэро» (с этого года в Израиль стали летать «Аэрофлот» и «Россия», что уже привело к снижению цен на групповые авиабилеты почти на 50%).

Российские туристы неожиданно быстро и массово исчезли с израильского направления. По данным министерства туризма Израиля, за январь--октябрь этого года из России приехали 32 с небольшим тысячи человек, а за тот же период прошлого года -- почти 46 тысяч. Октябрьский поток по сравнению с прошлым октябрем упал на 53% -- 3 тысячи человек.

Неожиданно это падение потому, что российский турист -- существо бесстрашное до отчаяния. Он последним перестал ездить в Турцию (после разрушительных землетрясений и неразберихи с Оджаланом) и первым вернулся туда. Он менее всего испугался луксорских событий в Египте и, презрев страх, поехал туда, где были расстреляны 67 туристов. Через полтора месяца после Луксора чартеры в Египет стали заполняться, а через восемь месяцев поток восстановился полностью.

Но в Израиле российские туристы не задержались и не спешат туда возвращаться. Что случилось? Виновата война, говорят одни. Они правы, но лишь отчасти. Израиль настолько мал, что говорить о войне в сослагательном наклонении трудно. Но вот воюет государство или нет -- непонятно. Судя по телерепортажам, в том числе и транслируемым в Израиле, да. «Мальчик, ты хочешь быть солдатом? -- пытает репортер дошколенка. -- Не-а, их убивают». Судя по окрестностям Иерихона, сектора Газа, деревни Рамалла, увиденным из окна микробуса (вполне обыкновенного, без сеточки от камней на лобовом стекле и станкового пулемета), войны нет. «Здесь очень страшная дорога, и вы лучше закройте глаза, -- говорит Рита Демидова, представитель департамента туризма российского Министерства экономического развития и торговли, когда мы подъезжаем к монастырю Святого Георгия рядом с Иерихоном. -- Водитель наш глаза уже закрыл». Дорога страшна потому, что полоса невероятно закрученного серпантина всего одна и справа -- пропасть.

«Согласитесь, что в Израиле это (конфликт между Израилем и Палестиной. -- Ред.) выглядит несколько иначе, чем из-за границы», -- говорит Итай Игис, замминистра туризма и транспорта Израиля. Согласились. «Туристические трассы открыты все, а через несколько дней откроют и Вифлеем», -- обещает министр Амнон Липкин-Шахак.

Вчера, в день рождения младенца Иисуса, место его рождения действительно было открыто для туристов. Вот только туристов из России там было всего ничего. Причина спада туристического потока, уверен президент Российской ассоциации турагентств (РАТА) Сергей Шпилько, лежит в области не политической, а маркетинговой. Два приведенных выше примера -- с Турцией и Египтом -- показательны, но потому, что тогда принимающие стороны пошли на беспрецедентные снижения цен на отели, пакеты туруслуг и авиабилеты.

В случае с туризмом израильским получается это не вполне. Скромный бюджет (400 тыс. долларов), выделенный министерством туризма Израиля в 2000 году на рекламу в России, с началом военных действий был заморожен. Гостиницы в Израиле, мягко говоря, недешевы, и это тоже не способствует туризму. Даже на Мертвом море, несмотря на его уникальное местоположение (400 м ниже уровня Мирового океана плюс перенасыщенные минеральными солями воздух и вода), где, казалось бы, должны лечиться просто толпы недомогающих россиян.

«Мы помогаем Мертвому морю, -- говорит Владимир Фридман, главврач клиники Medisea в городке Эль-Бокек, -- здесь удивительное солнце, которое не обжигает даже в страшную жару, потому что минерализованный воздух задерживает жесткий спектр ультрафиолетового излучения. Целебны воздух, вода и грязи Мертвого моря, на 40% насыщенные калиевыми и кальциевыми солями». Помощь медиков Мертвому морю недешева. Минимальный медицинский пакет стоит 400 долларов. При некоторых заболеваниях минимум бессмыслен, и лечение стоит в 2--4 раза больше. Только что, правда, несколько отелей в Эль-Бокеке решили снизить цены для российских туристов от 15 до 25%. Но это мизер по сравнению с огромным числом городов и отелей Израиля, услуги которых дороги.

Только что завершился визит в Израиль делегации РАТА. Президиум ассоциации, выехавший туда в полном составе, вел переговоры с минтуризма о возможности снижения стоимости турпакета для россиян -- например, за счет предоставления отелям и туркомпаниям, работающим с российским рынком, налоговых льгот. Еще -- о возобновлении и расширении информационно-рекламной кампании в России. Про информацию и деньги, судя по комментариям российских участников переговоров, договорились. Про налоги израильтяне обещали подумать.

Редакция газеты «Время новостей» благодарит компанию «КОРИС ассистанс» (тел. 956 04 49) за содействие в поездке.

Елена ЗАГОРОДНЯЯ