Время новостей
     N°194, 26 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2000
Здесь вам не равнина
В московский прокат вышел последний "Горец"
Четвертый «Горец», снабженный подзаголовком «Конец игры» (по мере просмотра это заявление все более и более обнадеживает), -- режиссерский дебют господина по имени Дуглас Аарниокоски. Обычно его рекомендуют как бывшего ассистента Роберта Родригеса («Четыре комнаты», «От заката до рассвета», «Факультет»), Терри Гиллиама («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), Джея Роача («Остин Пауэрс: человек-загадка международного масштаба»; к слову в этом фильме Дуглас не только ассистировал -- именно его голос доносится из телефонной трубки Доктора Зло). Фильмы все как на подбор модные, эффектные и самое главное -- интересные. Казалось, что и собственное детище Аарниокоски если не взорвет зрительское восприятие, то уж как минимум порадует глаз необременительным дайджестом актуальных приемов из арсенала старших товарищей.

Не тут-то было: видимо, единственный человек, у которого Аарниокоски набирался ума-разума, был Чарльз Бэнд -- режиссер, сценарист и продюсер, создатель компании Full Moon, специализировавшейся на фильмах ужасов категории «Б». Этакий Роджер Корман начала девяностых, обделенный при этом кормановским чутьем и талантом. Создатель самого настоящего, раскавыченного трэша, то бишь киномусора, лишенного привычного обаяния, свойственного плохому кино. Некогда создатель новоявленного «Горца» писал для Бэнда сценарии нескольких серий совершенно монструозного «Кукловода» и помогал снимать фильм под несусветным названием и с еще более диким сюжетом -- «Кукольный полицейский против демонических игрушек». Возможно, Бэнд очень хороший человек, верный товарищ и единственный, кто помог Аарникоски в трудную минуту, -- кто знает? Но почему мастерству режиссуры нужно учиться именно у него, а не у разудалого Родригеса или иезуитски изобретательного визионера Гиллиама, -- загадка ничуть не меньшая.

В итоге мы имеем фильм, который выглядит оскорблением не только для всякого поклонника предыдущих «Горцев», но и вообще для процесса проекции изображения на киноэкран. Особенно почему-то обидно, что «Конец игры» -- фильм широкоэкранный, заранее настраивающий на более-менее пристрастное отношение к тому, как организовано пространство кадра. И заполнять этот формат примитивными общими планами и такими, с позволения сказать, спецэффектами, которых постеснялись бы использовать даже средней руки отечественные клипмейкеры, просто стыдно. Под стать антуражу и актеры. В фильме встречаются Коннор Маклауд (Кристофер Ламберт), главный герой первых трех серий; Дункан Маклауд (Александр Пол), звезда телесериала о вечных шотландцах; наконец, им обоим противостоит еще один бессмертник -- злобный и принципиальный Джейкоб Колл (Брюс Пэйн). Выбрать, кто из них троих играет наиболее смехотворно, не представляется возможным. Все недурно размахивают мечом в показательных эпизодах тренировок, но никуда не годятся в реальных схватках. Отчаяние, боль или сомнение изображается на их лицах стандартными гримасами, навевающими мысль не о душевных муках полубогов, обреченных на вечную жизнь, а о несварении желудка. Единственное, что отличает их друг от друга, -- Ламберт да и Пэйн (прошедший неплохую школу вполне качественного «Б»-кино) откровенно кривляются. Александр Пол, похожий на двумерного мачо с рекламы ментоловых сигарет или недорогого шампуня от перхоти, выкладывается на полную катушку. По сюжету Дункан, убив собственного брата и с помощью перешедшей от него магической силы одолевший Колла, единственный остается в живых. И его по-настоящему жалко. Ибо ему явно уготованы и бессмертие, и бесславье. Наступит время -- сам поймет, наверное.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ