Время новостей
     N°191, 21 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2000
Талибов отрезали от тылов
СБ ООН ввел эмбарго на поставку оружия одной из сторон афганского конфликта
Совет Безопасности ООН ввел против афганского движения «Талибан» целый «букет» новых санкций. Последние две недели в штаб-квартире ООН в закрытом режиме шли напряженные дискуссии на сей счет: главным авторам «антиталибской» резолюции -- России и США -- с огромным трудом удалось убедить дипломатическое сообщество поддержать их жесткую линию. Несогласие с позицией Москвы и Вашингтона публично выражал даже генсек ООН Кофи Аннан, заявлявший, что «санкции против афганского движения «Талибан» не будут способствовать усилиям международного сообщества по урегулированию вооруженного конфликта в Афганистане и эффективному оказанию гуманитарной помощи населению этой страны». Возражения противников введения антиталибских санкций сводились главным образом к тому, что ООН, по сути, поддерживает одну из сторон конфликта. Действительно, эмбарго, введенное международным сообществом на поставку в Афганистан любых видов оружия и оказание военной помощи, касается только движения «Талибан», при этом его противников, объединившихся в Северный альянс, оно не коснется.

Основные претензии международного сообщества к талибам те же, что и в прошлогодней резолюции СБ ООН №1267. В первую очередь это прекращение поддержки международного терроризма, ликвидация на подконтрольной территории лагерей по подготовке боевиков и выдача Усамы Бен Ладена. Последнее особенно важно для Вашингтона, который обвиняет Бен Ладена в организации взрывов американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году. Москва по вполне понятным причинам более озабочена проблемой профессионального «террористического образования» в Афганистане. Впервые за многие годы интересы России и США на «афганском направлении» счастливым образом совпали и позволили совместными усилиями «продавить» в ООН решение, в равной степени важное для обеих сторон.

В прежние годы именно Россия выступала категорическим противником введения эмбарго на поставку оружия в Афганистан. Когда в начале 1998 года с подобной инициативой выступал спецпредставитель генсекретаря ООН Лахдар Брахими, Москва без лишнего шума это заблокировала. В официальных заявлениях российский МИД объяснял это тем, что «при всей привлекательности самой идеи введения международного эмбарго на такие поставки (вооружения. -- Ред.), с которой выступает ряд стран, МИД РФ считает ее практически нереализуемой ввиду невозможности установления эффективного контроля за афгано-пакистанской границей». А раз так, то «введение эмбарго было бы неэффективной мерой, выгодной лишь одной из противоборствующих сторон». В итоге оружием продолжали щедро снабжаться обе стороны конфликта: «Талибан» получал его из Пакистана, а Северный альянс -- из Ирана. Правда, официально подобная военная помощь никогда не признавалась и лишь время от времени случайно выплывала наружу (так было, например, в октябре 1998-го, когда в Киргизии был задержан эшелон с боеприпасами, отправленный из Ирана отрядам Северного альянса). Теперь, после принятия Совбезом решения об официальном введении эмбарго в отношении военных поставок талибам, ситуация становится принципиально иной. Раньше уличенному в них государству грозили лишь обвинения в нарушении достаточно расплывчатых правил «международных приличий», теперь же оно само может быть подвергнуто экономическим санкциям. Причем скрыть такие факты будет гораздо сложнее, чем прежде: разведки России и США получили указания тщательнейшим образом отслеживать каналы возможных поставок талибам.

Реакция талибов оправдала худшие опасения Кофи Аннана: в Кабуле окончательно закрыта миссия ООН, а руководство движения «Талибан» заявило, что отныне не намерено пользоваться посредническими услугами Объединенных наций и готово принимать посреднические услуги только нейтральной Туркмении или Организации арабских государств. Надо сказать, что соседи Афганистана на решение Совбеза отреагировали по-разному. Если Киргизия и Таджикистан выступили вместе с США и Россией в качестве «коспонсоров» резолюции, то Узбекистан, как стало известно газете «Время новостей», относится к действиям против одной стороны прохладно. Не вполне разделяет подход ООН и Китай, представители которого недавно провели консультации с движением «Талибан». КНР во время голосования воздержалась.

Юрий ГОЛОТЮК