Время новостей
     N°189, 19 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2000
А ну-ка, отними!
Вводя налог на выигрыш, государство хочет объять необъятное
Как только вступит в силу вторая часть Налогового кодекса, посетителям игорных заведений, участникам лотерей, коммерческих конкурсов и даже простым любителям уличных игровых автоматов придется отдавать государству часть своих выигрышей в виде подоходного налога. Решение, может быть, и справедливое, но для того, чтобы его осуществить, не хватает самого главного: механизма взимания нового налога.

Начиная с 2001 года, россиянам, согласно новым главам Налогового кодекса, придется «делиться» с государством всеми выигрышами, «выплачиваемыми организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов)», а также призами, «получаемыми в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров». Заберут ни много ни мало -- 35% от суммы выигрыша.

С лотереями и конкурсами все более-менее понятно. Лотерейные билеты пронумерованы, участники конкурса учтены. Организаторам остается лишь передать эти сведения налоговикам. Которые в свою очередь имеют достаточно полномочий, чтобы забрать «свою» долю. Но как брать налог с игроков -- завсегдатаев злачных мест, непонятно ни владельцам этих заведений, ни налоговым службам.

Во-первых, определение выигрыша в нашем законодательстве, мягко говоря, юридически некорректно, потому что выигрышем решено считать ту сумму, которая осталась в вашем кармане по окончании игры. Допустим, вы купили фишек на сто рублей. Сели за стол -- и проиграли половину. Оставшиеся фишки поменяли обратно на деньги. Так вот, эти пятьдесят рублей и есть выигрыш, так что будьте готовы к тому, что их обложат 35-процентным налогом.

«Ничего страшного. Проигрыш -- это риск, -- заявил в интервью «Приличным деньгам» Игорь Динес, член бюджетного комитета Госдумы. -- В конце концов, если человек готов проиграть крупную сумму игорному заведению, то почему он не готов отдать часть этой суммы государству?» Представители игорного бизнеса думают совершенно иначе. «Чего хотят добиться законодатели? Казино, чтобы не отпугнуть посетителей, найдут возможность для сохранения клиентов и способ ухода от налога», -- считает Валерий Милов, ответственный секретарь Ассоциации деятелей игорного бизнеса.

Во-вторых, если следовать букве закона, то с нового года российским игорным заведениям придется выступать в роли информаторов, на плечи которых ложится обязанность сообщать налоговикам о выигрышах. Поскольку в России декларация подается только по месту прописки, то это означает, что у посетителей необходимо будет требовать паспортные данные. А это противоречит внутренней политике всех игорных заведений. Между тем закон не предусматривает для казино права требовать у граждан подобные сведениями. И любой посетитель, к которому оно обратится с требованием предъявить паспорт, может подавать в суд иск о защите своих конституционных прав. «Мы считаем, что это абсолютно некомпетентное решение. Похоже, оно придумано людьми, очень далекими от игорного бизнеса», -- заключает Валерий Милов.

В итоге миссия казино сведется просто к констатации выигрыша. И налоговой инспекции оно сможет сообщить только лишь то, что «вчера у нас кто-то выиграл». Получается, что налоговикам для претворения в жизнь нового закона придется создавать специально обученное подразделение, сотрудники которого будут стоять у каждого игорного стола на территории Российской Федерации.

«Крупных выигрышей как таковых очень мало. В основном они относительно небольшие. Если человек выиграл 10 тысяч долларов, то тут, конечно, имеет смысл разбираться и требовать уплаты подоходного налога. А если он выиграл сто рублей? Кто-нибудь посчитал расходы, которые понесет контролирующий орган для того, чтобы взять налог в 35 рублей? Расходы абсолютно одинаковые, что на взимание налогов с десяти тысяч долларов, что с десяти рублей», -- считает Ольга Голубева, заместитель начальника отдела маркетинга и экономической безопасности правительства Москвы.

Одноруких не победить

С самыми большими сложностями налоговики столкнутся при попытке собрать подоходный налог с людей, предпочитающих игровые автоматы. В Москве действует распоряжение мэра, запрещающее использовать в игре деньги: перед началом игры необходимо «обзавестись» денежным эквивалентом, например, жетоном. В принципе можно предположить, что при покупке жетонов придется предъявлять паспорт (хотя проблемы возникнут те же, что и за игровым столом). Но в российских регионах такого закона может и не быть: его принятие -- дело каждой администрации. И тогда человеку, желающему поиграть на автомате, нужны будут лишь разменные монеты, например, достоинством в пять рублей. И выигрыш будет выдаваться тоже не жетонами и не фишками, а живыми деньгами. Как посчитать, сколько он выиграл, и сколько таких же монет находилось в его кошельке до начала игры?

Ситуация с игровыми автоматами усугубляется еще и их огромным количеством. По подсчетам московской мэрии, только в столице насчитывается около 650 залов. Понятно, что около каждого автомата налогового инспектора не поставишь. Компьютерная система учета игроков в нашей стране еще недостаточно развита. Ее можно встретить разве что в столице, да и то нечасто. К тому же игровые автоматы устанавливаются, как правило, в местах наибольшего скопления людей: в переходах, в аэропортах, на вокзалах. Как найти человека, который, поиграв, мог в любой момент уехать «в неизвестном направлении»?

Ставки будут расти

До вступления в силу соответствующих глав Налогового кодекса осталось чуть больше десяти дней. Пока все попытки прояснить ситуацию сводятся к намерению Ассоциации деятелей игорного бизнеса обратиться в Думу с требованиями отменить 35-процентный сбор. Однако депутаты еще никаких предложений не получали. Налоговики тоже, видимо, не знают, что делать: обращение «Приличных денег» к Министерству по налогам и сборам с просьбой прокомментировать ситуацию осталось без ответа.

В любом случае уже поздно что-либо менять по крайней мере до 2002 года. Всем ясно, что амбициозный налог вряд ли начнет «работать». Гораздо реальнее выглядит перспектива повышения ставок налога на сам игорный бизнес.

Надо заметить, что российская система налогообложения игорных заведений уникальна. Наверное, ни в одной стране мира законодатели не относятся к казино с такой снисходительностью. У нас налогами облагается не доход, не оборот, а оборудование. За один игровой стол московское заведение платит 400 тысяч рублей в год; за один автомат -- 5 тысяч. Похоже, наши законотворцы решили частично исправить ситуацию: депутаты предлагают повысить налоговые ставки в два раза, правительство -- в пять. И налоговым периодом хотят считать не год, как было, а месяц.

Как утверждает Игорь Динес, при ныне действующих ставках игорное предприятие полностью окупается за первые полтора года своего существования. Если ставки налога повысятся вдвое, то этот срок увеличится до двух с половиной лет. Если «победит» правительство, то казино будет окупаться почти восемь лет. А это, мол, невыгодно ни «игровикам», ни государству. Ведь тогда игорные заведения окончательно уйдут в подполье и перестанут платить налоги вообще.

Скорее всего торг депутатов и правительства окончится принятием компромиссного решения. Но ставки будут повышены однозначно.

ЮЛИЯ ТИХОНОВА