Время новостей
     N°171, 21 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Налоговый рай -- только праведникам
Ошфорный бизнес проживет и без "грязных" денег
Волна публикаций о решительной борьбе Запада с отмыванием «грязных» денег заставляет многих российских бизнесменов задуматься: а не пора ли закрыть свой офшорный бизнес? Ведь именно зоны льготного налогообложения зачастую рассматриваются как центральное звено в отмывании преступных капиталов, а значит, как объект международного преследования. На самом деле страхи преувеличены: офшоры будет труднее использовать для ухода от налогов и в криминальных целях, но ликвидировать их никто не собирается. В них по-прежнему жизненно заинтересованы и государства, и бизнес.

Офшоры называют по-разному: офшорными центрами, офшорными зонами, свободными экономическими зонами, налоговыми гаванями. Еще не так давно это были разные вещи, а не разные названия одного и того же.

Сегодня большинство специалистов, занимающихся налоговым планированием, считает, что под офшорной зоной можно понимать страну или часть страны с относительно мягкой системой налогообложения. Не везде и не в любом случае налоговые льготы распространяются на всех. Часто налоговые преимущества имеют только иностранные компании, зарегистрированные на данной территории.

Как и любой эффективный финансовый механизм, офшоры могут использоваться с разными целями: развитие бизнеса, эффективное управление собственностью, благотворительная деятельность, привлечение иностранных инвестиций, отмывание денег. Но в центре внимания общественности обычно оказывается только последнее.

Между тем известный в Германии прокурор Кернер, имеющий репутацию последовательного борца против незаконного бизнеса, придерживается следующей точки зрения: не только отмывание денег, "но и борьба с «грязными» деньгами может иметь разрушительные последствия. Недопустимо, чтобы святое для банков правило "клиент - король" уступало место парализующему их девизу "клиент - преступник".

"Чистым" и «грязным» - свои зоны

Отмывание "грязных" денег -- пятно на репутации лишь некоторых офшорных центров. Так, дурной славой «отмывателей» пользуются Аруба, Лихтенштейн, Багамы, Кипр, Израиль, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Невис и даже Венгрия. Этот ярлык означает, что не менее двадцати процентов денежных средств, аккумулированных на этих территориях, могут быть заподозрены в незаконном происхождении. Ряд офшоров предпринимает активные усилия, чтобы поправить свою репутацию. Например, Британские Виргинские острова и Кипр фигурировали среди 25 стран и территорий, обследованных Международной службой финансовых действий (FATF) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но не вошли в итоговый «черный список» государств, не желающих сотрудничать в борьбе с отмыванием денег. А вот Россия вошла, хотя и не считается офшорной зоной.

Что же касается таких стран, как Ирландия, Люксембург, Бельгия, острова Джерси, Гернси, остров Мэн, Панама, Нидерландские Антильские острова, а сегодня уже и Швейцария, то «отмыть» там что-либо практически уже не представляется возможным.

Между тем стремление ограничить офшорный бизнес существовало всегда. Например, Служба внутренних доходов США ежемесячно ликвидирует лазейки в налоговом законодательстве, позволяющие использовать офшорные схемы. Что создает временные трудности для предпринимателей и постоянную прибыль для юридических фирм, занимающихся регистрацией офшорных компаний. При этом в США не менее 120 активно действующих офшорных зон. И -- эффективная экономика.

Очевидно, офшоры неискоренимы. Но не только потому, что позволяют предпринимателям экономить на налогах. Но и потому, что выгодны государству.

Проблемы развития конкретных регионов, привлечения капиталов, иностранных и национальных, интеграции в мировую экономическую систему в значительной степени могут быть решены посредством создания офшорных зон.

Государственный интерес

Офшорные зоны открывают границы между странами, способствуя мобильности капитала. Это один из способов экономического соперничества государств, стремящихся привлечь иностранные инвестиции.

Так, зоны льготного налогообложения в Китае (численность населения, проживающего на данных территориях, значительна -- около 25 процентов) показали свою эффективность. Результат достигнут главным образом за счет отказа от налога на добавленную стоимость. Предприятия с иностранными инвестициями в Китае освобождаются от налогов в первые два года после получения прибыли, если работают в приоритетных для народного хозяйства сферах и собираются продолжать бизнес не менее десяти лет.

Мировая экономика не может развиваться нынешними темпами без использования возможностей офшоров. Офшорные банковские центры -- важнейшая составляющая системы международных расчетов. Так, около трети всего объема международных операций банков США осуществляется через Багамы. И это при том, что в Нью-Йорке вот уже двадцать лет действует офшорный банковский центр, созданный с целью предотвратить отток капитала.

Надо заметить, что и попытки ограничить возможности офшорных зон также во многом обусловлены конкурентной борьбой. Например, в недавних требованиях Великобритании к Бермудским и Каймановым островам срочно привести их законодательство в соответствие с международными нормами эксперты усмотрели и корыстный интерес. Объемы операций с ценными бумагами в офшорных центрах Карибского бассейна в последнее время неуклонно растут, и это не вызывает восторга у Лондона, стремящегося сохранить собственные привилегии в качестве финансовой столицы мира.

В ряде случаев уменьшение возможностей офшорных зон для налогового планирования -- результат восстановления баланса между интересами инвесторов и интересами государства. Только что созданные офшоры, как правило, отличаются более либеральным правовым режимом. Те же, кто уже занял прочные позиции в иерархии налогового рая, могут позволить себе закрутить гайки.

Швейцарская банковская тайна, ставшая эталоном конфиденциальности, на самом деле существенно ограничена, и условия размещения вкладов часто не слишком благоприятны. Тем не менее количество желающих съездить в Швейцарию по делам не сокращается. Как говорится, репутация начинает работать на вас, если вы полжизни работали на репутацию.

Охота на «грязные» деньги: хроника сезона

22 июня -- Международная служба финансовых действий (Financial Action Task Force -- FATF) публикует «черный список» стран и территорий, не желающих сотрудничать в борьбе с отмыванием денег: Багамские острова, Каймановы острова, острова Кука, Доминика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, Панама, Филиппины, Россия, островные государства Сент-Винсент и Гренадины, а также Сент-Кристофер и Невис.

14 сентября -- США раскрывают материалы следствия по делу Bank of New York и заявляют о готовности передать России документы о схемах ухода от налогов, использовавшихся российскими компаниями.

1 октября -- анонимные банковские счета запрещаются в Лихтенштейне.

5 октября -- FATF сообщает, что ряд стран из ее «черного списка» принял законодательные меры по борьбе с отмыванием, а другие, включая Россию, заявили о готовности такие меры предпринять. Однако «исключать их из списка пока рано», заявляет руководство FATF.

10 октября -- Франция требует от княжества Монако запретить анонимные счета. Княжество отказывается.

17 октября -- на встрече в Люксембурге министры финансов и внутренних дел стран -- членов ЕС договариваются о программе борьбы с отмыванием денег, включающей запрет анонимных банковских счетов, ужесточение наказаний, раскрытие банковской тайны и конфиденциальной налоговой информации при расследовании уголовных дел, введение санкций против стран, отказывающихся сотрудничать в борьбе с отмыванием, разработку мер против подставных фирм и требования к прозрачности трастовых фондов.

30 октября -- 11 крупнейших банков мира (Barclays Bank, UBS, Citicorp, Deutsche Bank, HSBC, JP Morgan, Chase Manhattan, Societe Generale, Bankers Trust, Banco Santander и Credit Suisse) заключили межбанковское соглашение, в котором обязуются бороться с отмыванием денег. Методы борьбы: организация специальных подразделений, которые будут сообщать государственным органам о подозрительных действиях клиентов; обязательная проверка потенциальных клиентов и источника происхождения денег.

1 ноября -- анонимные счета запрещаются в Австрии.

НАТАЛЬЯ АБРАДУШКИНА