Время новостей
     N°188, 18 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Однажды, десять лет спустя
Старейшая банковская ассоциация отметила круглую дату
15 декабря в московском «Президент-отеле» прошло мероприятие, вызвавшее у профессиональных банкиров неоднозначное к себе отношение. С одной стороны, старейшему отечественному банковском профсоюзу -- ассоциации региональных банков «Россия» -- стукнуло 10 лет. С другой -- имя это не столь «раскручено», как, скажем, имя несколько ревнующей общественное внимание к "России" Ассоциации российских банков (исполнительный вице-президент АРБ Вячеслав Захаров сидел в президиуме пятничного собрания, но с приветственным словом не выступал). С одной стороны, юбилей почтили своим вниманием такие немаловажные персоны, как Александр Волошин, Егор Строев, Геннадий Селезнев, Виктор Геращенко, Игорь Костиков; с другой -- все они ограничились приветственными адресами, зачитанными их подчиненными (из первых лиц в тот день на трибуну поднимались лишь руководитель думского комитета по кредитным организациям Мартин Шаккум и гендиректор АРКО Александр Турбанов, назвавший, кстати, ассоциацию «Россия» «примером цивилизованного лоббизма»).

И все же в профессиональному кругу «Россию» знают. И не в последнюю очередь благодаря тому, что о банках с государственным участием в последнее время стали говорить чаще. И о наследии «империи Промстройбанка» после августа 1998-го вспоминали неоднократно (в частности, в связи с проектом создания Российского банка развития). Члены ассоциации оказались под пристальным вниманием АРКО (а некоторые и под непосредственным управлением агентства), так как именно их выбрали опорными банками регионов.

Напомним, что ассоциация «Россия» создавалась на базе региональных подразделений Промстройбанка (ПСБ) СССР и поначалу так и именовалась: Российская ассоциация промышленно-строительных банков. Именно тогда, в конце 1990 -- начале 1991 года, была пора активного образования коммерческих банков и коммерционализации советских кредитных институтов. За трансформацию банковского холдинга ПСБ СССР выступали бывшие региональные управления и отделения Промстройбанка, стремившиеся к самостоятельности. Категорически против было руководство «центрального» ПСБ, реорганизованного в 1991-м в Промстройбанк России. Глава банка Яков Дубенецкий и слышать не хотел о создании ассоциации, стремясь сохранить жестко отстроенную вертикальную систему.

Любопытная деталь: на торжественном собрании в минувшую пятницу Яков Николаевич присутствовал, но сидел не в президиуме, а в зале. Слова от председательствовавшего президента «России» Александра Мурычева не получил и вообще упомянут не был.

Но вернемся к истории. Уместно будет напомнить, что к началу 90-х система Промстройбанка представляла собой один из крупнейших инвестиционных институтов мира, обладавших мощнейшей материально-ресурсной базой. «С государственной точки зрения это было непростительным упущением. Страна потеряла крупнейший государственный инвестиционный кредитный институт, -- заметил в интервью газете "Время новостей" Александр Мурычев. -- В Китае, к примеру, сохранили четыре крупных специализированных банка. Они занимаются кредитованием на срок до 25 лет под 2--3%. При этом государство в состоянии кредитовать стратегически важные отрасли и беcпроцентно. В то же время с точки зрения создания финансового рынка в стране упразднение подобной монополии стало благом».

И напоследок в качестве справки: в России сейчас действует около 1300 кредитных учреждений. Примерно такое же количество банков успело лишиться лицензии. Любопытно, что большая часть сохранившихся -- выходцы из системы советских спецбанков: «Жилсоца» и ПСБ. Членом ассоциации «Россия» сегодня является каждая десятая кредитная организация.

Из интервью Александра Мурычева газете «Время новостей»

-- В последнее время много говорится об усилении роли государства в банковской системе...

-- Было бы ошибкой укреплять банки с госучастием в ущерб развитию универсальности коммерческой банковской системы. Да, банковская система слаба в плане капитализации, у банков мало ресурсов. Тем более нет ни среднесрочных, ни длинных ресурсов. Есть только короткие пассивы. Другое дело, какие механизмы создает государство, в том числе для вовлечения, в том числе и этих пассивов... Но это уже проблема, которую должно решать государство.

Самый простой для государства вариант -- не участвовать в строительстве банковской системы. В этом случае банков в России останется еще меньше, оставшиеся закрепятся на освоенных расчетно-платежных операциях и будут иметь с этого свой небольшой доход.

Если же государство действительно заинтересовано в вовлечении банковской системы в экономику, оно должно выступить с предложением: вот ниша инвестиционной деятельности -- она за правительством, а все остальное работает в режиме универсальной банковской системы.

Правительству следует создать точки опоры в виде инвестиционных институтов: Российский банк развития, Россельхозбанк. Это не универсальные банки, а скорее агентства, занимающиеся долгосрочным кредитованием (зона, куда никогда частный банк не влезет). Прежде всего это долгосрочное кредитование ВПК, авиакосмоса, высоких технологий -- всего того, что в прежние годы приносило государству серьезный доход.

-- Насколько ныне действующие банки с госучастием отвечают требованиям, выдвигаемым к упомянутым вами банкам-агентам?

-- Пока никак не отвечают. Единственный претендент -- вновь образовавшийся Российский банк развития, который изначально заявил о себе как об агентстве, занимающемся долгосрочным инвестированием в какие-то небыстро окупаемые объекты.

-- Можно ли говорить о РБР как об институте, уже приступившем к практическим действиям?

-- Нет, пока нельзя. На рынке банк все еще незаметен. Наверное, какие-то мелкие проекты и есть...

-- Сколь существенны опасения, что проект окажется мертворожденным?

-- Хорошо известно, что наша ассоциация была одним из инициаторов создания этого института. Мы писали письмо на имя Евгения Примакова, занимавшего тогда пост премьер-министра России, входили в рабочую группу Минэкономики, которая создавала положение и основы деятельности этого института.

Сроки затянулись, сейчас РБР только-только наполнился деньгами. На будущий год уставный капитал вырастет еще на 3 млрд рублей... Возможно, он приступит в 2001 году к каким-то реальным делам. Но процесс идет столь туго и вяло... Хотя надежда на то, что банк этот все-таки займет свою нишу -- к слову, пока свободную, сохраняется.

-- Некоторые банки -- члены вашей ассоциации стали клиентами АРКО. Каким видится вам будущее агентства? Какой из рассматриваемых вариантов его трансформирования кажется вам оптимальным?

-- Как вы помните, на реструктуризацию банковской системы АРКО было выделено 10 млрд рублей. Большая часть этих средств ушла на санирование крупных банков -- СБС и «Российского кредита». Немножко оставалось и для региональных банков...

Не хочу говорить об СБС-Агро и «Роскреде»: мне кажется, это изначально были очень неперспективные проекты. Но вины АРКО в том нет, это больше была политика. Если бы менеджеры АРКО были свободны в принятии решений...

Что касается региональных банков, то в целом средств для них требовалось на порядок меньше. Взять, например, Вятка-банк (являющийся членом нашей ассоциации). Здесь проект состоялся: банк санирован, он встал на ноги, укрепился и по идее готов к продаже.

Ассоциация «Россия» с самого начала выступала за то, чтобы в первую очередь поддерживать региональные банки. Но, когда вышел закон о реструктуризации кредитных организаций, ситуация изменилась. Закон устанавливает очень высокие критерии для банков, которые могут быть реструктурированы. Поэтому после его принятия региональные банки фактически утратили возможность перейти под управление агентства.

Вообще реструктуризация -- это не оказание помощи какому-то конкретному банку. Это серьезная правительственная программа, связанная с разворотом банковской системы к экономике. Пока этого у нас не произошло, что, впрочем, тоже задача не АРКО, а правительства. И для ее решения требуются другие ресурсы.

Что касается судьбы АРКО, то я не уверен в целесообразности создания на его базе специализированного агентства по банкротству. Все-таки массовых банкротств сейчас уже не происходит, и будет ли необходимый объем работ -- сказать трудно. Идею же гарантирования ассоциация поддерживает.

Ярослав СКВОРЦОВ