Время новостей
     N°188, 18 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Успешная торговля воздухом
Европейцы нашли покупателей будущего
Европейский авиастроительный концерн Airbus Industries объявил, что число заказов на проектируемый им пассажирский самолет А-3ХХ достигло психологически важного рубежа -- 50 штук. В прошлую пятницу британская авиакомпания Virgin Atlantic заключила контракт на шесть таких машин. На остальные ранее «подписались» Singapore Airlines, Air France, дубайская Emirates, австралийская Qantas и американская лизинговая корпорация ILFC. Помимо твердых заказов, эти фирмы выразили намерение в будущем приобрести («разместили опцион», как говорят в авиаиндустрии) дополнительное количество А-3ХХ. Президент Airbus Ноэль Форжар заявил в пятницу, что «испытывает исключительную гордость» и что теперь его фирма твердо готова к началу серийного производства А-3ХХ.

С чисто технической точки зрения это не совсем верно. А-3ХХ еще ни разу не поднимался в воздух, и ни одного его экземпляра «в железе» не существует. Даже окончательный облик самого большого из когда-либо проектировавшихся пассажирских самолетов еще не определен. По планам конструкторов он должен «сложиться» только к концу 2001 года. До сих пор не спроектирован двигатель для будущего гиганта.

Тем более понятна радость европейских авиабизнесменов от того, что компании уже выстраиваются в очередь за лайнером, который выйдет на коммерческие трассы не раньше середины 2006 года.

Airbus заранее объявил А-3ХХ «флагманом гражданской авиации XXI века». До середины этого года многие авиационные эксперты (особенно из-за океана) воспринимали подобные оценки с изрядным скептицизмом. Американская корпорация Boeing -- основной мировой конкурент Airbus -- сделала ставку не на создание нового сверхбольшого самолета, а на модернизацию проверенного временем Boeing-747. Американцы полагали, что А-3ХХ, который в полтора раза просторнее 747-го и берет на 35% больше пассажиров, окажется нерентабельным.

Строго говоря, только коммерческая эксплуатация окончательно покажет лет через шесть-восемь, кто прав. И если окажется, что именно европейцы верно предугадали будущее рынка авиаперевозок, а американцы зря осторожничали, соотношение сил в мировой авиаиндустрии серьезно изменится в пользу Европы.

Михаил КУКУШКИН