Время новостей
     N°171, 21 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.12.2000
Новосибирский «вирус» ждет своего часа
У программистов есть шанс избавиться от подоходного налога
Предложенные Минфином поправки к Налоговому кодексу могут дать основание компьютерщикам продавать свои программы в качестве «имущества». А значит -- пользоваться льготами при уплате подоходного налога. Именно это удалось в свое время доказать в суде новосибирским программистам в споре с налоговиками. Прецедент не получил распространения из-за смены в прошлом году законодательства. Теперь компьютерный «вирус» может вернуться. И вызвать эпидемию.

Министерство России по налогам и сборам собирается оспорить решение суда по некогда нашумевшему «делу о программистах». Тогда, в 1997 году, новосибирский компьютерщик продал свою компьютерную программу и с полученного дохода умышленно не уплатил налог, чтобы создать «законный» прецедент. Налоговая инспекция начала судебное разбирательство, завершившееся только в конце прошлого года.

Обе стороны -- и налоговики, и компьютерщик -- фактически уперлись в один и тот же вопрос: является ли компьютерная программа имуществом? Если нет, то согласно федеральному закону «О подоходном налоге с физических лиц» доход от ее продажи подлежит налогообложению в полном объеме. А если да, то в соответствии с тем же законом продавец вправе претендовать на частичное освобождение от налога. Районный, а затем и областной суд Новосибирска разрешили сомнения в пользу программистов и постановили: они действительно могут не платить подоходный налог, если, конечно, размер дохода, полученного по договору купли-продажи, не превышает установленной законом суммы. И все потому, что созданные ими программы относятся-таки к разряду имущества.

(врезка)

Ст. 3 п. 1 подпункт «т» федерального закона «О подоходном налоге с физических лиц»:

«...Освобождаются от налогообложения суммы, получаемые в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих гражданам на праве собственности, в части, не превышающей пятитысячекратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, не превышающие тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда».

(конец врезки)

Данному конкретному программисту можно лишь позавидовать. Он рискнул и выиграл. Все остальные программисты на сегодняшний день проиграли бы. Поскольку в действующем с 1999 года Налоговом кодексе имущественные права (например, безналичные деньги, долги и другое «неосязаемое имущество») отделены от собственно имущества. Как нам объяснили в департаменте налогообложения физических лиц МНС, «под понятием «имущество физического лица» для целей налогообложения следует понимать совокупность объектов в стоимостном и натуральном выражении, в отношении которых гражданин обладает правом собственности». Проще говоря, от подоходного налога могут избавиться только те, кто продает вещь в самом ее «грубом и зримом» выражении, -- к примеру, табуретку, картину или загородный дом.

(врезка)

Ст. 38 п. 2 Налогового кодекса РФ:

Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

(конец врезки)

Чего именно хочет добиться МНС, намереваясь довести дело до Верховного суда, непонятно. В момент «умышленной неуплаты» подоходного налога Налоговый кодекс еще не действовал. К тому же он не имеет обратной силы, и заставить компьютерщика выплатить деньги задним числом уже невозможно.

Справедливости ради отметим, что далеко не все юристы трактуют закон так, как это сделали судьи в Новосибирске. Например, Татьяна Качалина, юрист московской компании «Линия Права», в ответ на запрос «Приличных денег» пояснила, что при продаже имущественных прав на программу ЭВМ «передачи права собственности не происходит», и это как раз тот пункт, на котором следовало бы настаивать налоговикам, чтобы взять реванш.

Однако упорство налоговых служб, похоже, объясняется еще и тем, что уже в недалеком будущем «компьютерный казус» вновь может обернуться для них головной болью. Недавно подготовленные правительством поправки к Налоговому кодексу предусматривают включение имущественных прав в понятие «имущество». А это значит, что программисты вновь получают шанс легально уходить от подоходного налога. И новосибирский казус тогда может стать правилом «хорошего компьютерного тона».

ЮЛИЯ ТИХОНОВА