Время новостей
     N°187, 15 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2000
Чей кодекс лучше
Профсоюзам не нравится роль, отведенная им правительством
Правительство и профсоюзы вошли вчера в открытый конфликт из-за Трудового кодекса. Активисты Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), почти два года воздерживающиеся от массовых уличных протестов, начали акцию, направленную против правительственного проекта кодекса, выйдя на митинги и выставив пикеты во многих регионах страны. Акция продлится до 19 декабря. На 21 декабря назначено первое чтение Трудового кодекса в Думе.

Кулуарные же споры правительства и профбоссов длятся уже два года -- с того самого момента как правительственный проект впервые попал в нижнюю палату. За это время в Думе появилось еще три альтернативных проекта. Но 21 декабря основным «соперником» правительственной наработки будет последний, появившийся в апреле нынешнего года, «депутатский» проект, написанный восемью думцами, в том числе секретарем ФНПР Андреем Исаевым.

Рядовой российский работник вряд ли способен почувствовать разницу между двумя проектами. Правительство полагает, что основой трудовых отношений должно стать социальное партнерство работника, работодателя и власти. Депутатский проект говорит о том же. Депутаты требуют, чтобы у работника была возможность получать образование без потерь зарплаты, и правительственный проект прописывает ту же норму. Правительство расписывает особенности оплаты тех, кто занят на тяжелых работах, и депутатский проект повторяет практически те же статьи. Депутатский проект запрещает локаут (увольнение бастующих работников), и правительственный вариант содержит ровно такой же запрет. Льготы для доноров перекочевали из советского КЗоТа в оба проекта.

Разница между проектами -- в нюансах. К примеру, оба проекта предусматривают для женщин 3-годичный отпуск по уходу за ребенком. Но правительство полагает, что оплачивать можно лишь 1,5 года, а депутаты настаивают на оплате всех трех лет. Правительственный вариант содержит полный перечень случаев, в которых работника можно брать не на постоянную работу, а на временную -- на определенный срок по срочному договору. Но перечень случаев начинается со слов «в том числе», из чего депутаты делают вывод, что работодатели, получив такую норму, всех работников переведут на срочные договора, чтобы не обременять себя сложностями, с которыми сопряжена процедура увольнения.

Существенные отличия двух проектов обнаруживаются лишь в вопросе увольнения работников и в тех статьях, где прописана роль профсоюзов. Депутатский проект, как и советский КЗоТ, требует непременного согласия профсоюзов на увольнение работников. Правительство такого ограничения для работодателя не предусматривает. Правительственный проект признает право работников на создание профсоюзов и право профсоюзов на контроль за соблюдением трудового законодательства. Но депутаты полагают, что каждый работодатель должен еще и создавать условия для деятельности профсоюзов на своем предприятии.

Если Дума примет в первом чтении депутатский вариант, то «это будет очень плохо для работодателей», как заявил вчера министр труда и социального развития Александр Починок. Профсоюзные же лидеры полагают, что от правительственного проекта «будет очень плохо работникам».

При этом обе стороны готовы отказаться от рассмотрения проектов 21 декабря. Александр Починок, курирующий правительственный проект, и депутат Думы Андрей Исаев, курирующий депутатскую разработку, вчера независимо друг от друга высказались за создание согласительной комиссии, которая бы к весне предложила компромиссный вариант Трудового кодекса.

Правительство и депутаты единодушны в понимании термина «профсоюз». Но роль профсоюзов им видится по-разному:
Правительственный проект Депутатский проект
Ст. 347 Профсоюз -- добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. Ст. 254 Работникам обеспечивается реализация конституционного права на объединение в профессиональные союзы, то есть добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов. Государственные органы, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения обязаны всемерно содействовать профессиональным союзам в их деятельности.
Норма не предусмотрена Ст. 261 Работодатели обязаны отчислять денежные средства соответствующим профсоюзам на проведение ими социально-культурной и иной работы.
Норма не предусмотрена Ст. 262 Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для работы их органов и для проведения собрания членов профсоюзов помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной, а также средства связи.

Виктор ХАМРАЕВ