Время новостей
     N°111, 25 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.08.2000
Уступайте места сирым, убогим и людям творческого труда
Сегодня начинается Монреальский кинофестиваль
Иногда возникает подозрение, что фестивали необходимы только тем странам и регионам, где машина кинопроизводства работает со скрипом и нуждается в периодической смазке. Вот, скажем, Америке никакие кинофестивали не нужны. Голливуду уж точно. Про лучшие фильмы публика и так узнает из списков оскаровских номинаций, а журналисты и так пишут о кино, как заведенные. Есть, правда, фестиваль независимого кино «Сандэнс», но это частный филантропический проект Роберта Редфорда, решившего поддержать молодых кинематографистов. Канаде же, чей кинематограф не чета американскому, фестиваль совершенно необходим. Там очень любят поговорить про противостояние удушающей коммерции, мультикультурализм и национальный престиж.

Организаторы чрезвычайно гордятся, что монреальский форум -- единственный кинофестиваль категории «А» в Северной Америке. Вообще, все очень похоже на риторику вокруг Московского кинофестиваля. Конкурсная программа, кстати, такая же слабая, что неудивительно: в Монреале тоже настаивают на праве первой ночи и приглашают в конкурс только незасвеченные фильмы. Из по-настоящему известных имен в этом году будут только чилиец Рауль Руис и француз Клод Шаброль. Для Руиса представленная в конкурсе «Битва любви во сне» -- это 82-й по счету фильм, «Ночной колпак» для Шаброля -- 52-й. Сомнительно, что именно они станут событиями мирового кино. Судя по аннотациям, в Монреале будет царить все то же ложно понятое авторское начало, которое уже давно оккупировало европейские экраны. Кино о людях творческих профессий (преимущественно писателях и режиссерах), о сирых и убогих, а также ностальгические сюжеты о первой любви и поиске корней.

Внеконкурсная программа поживее, но тоже не ахти. В программе «Мировые великие» (World Greats) почему-то покажут «Свадьбу» Павла Лунгина. Лестно, конечно, но незаслуженно. В панораме современного кино будут представлены «Брат-2» и «Дневник его жены».

Список почетных гостей также вызывает в памяти славные традиции ММКФ: некогда известные европейские режиссеры плюс маститые представители модных региональных кинематографий. За Европу будет отдуваться итальянец Франческо Рози («Дело Маттеи», «Хроника объявленной смерти»). За Азию -- китаянка Гон Ли, японец -- режиссер Кането Синдо (85-летний победитель XXI ММКФ), иранец Аббас Киаростами. Почему-то покажут специальную программу итальянского кино, уже не первое десятилетие пребывающего в жесточайшем кризисе. Короче, прежде чем в следующий раз ругать Московский фестиваль, стоит призадуматься: а так ли уж много мест, где дела обстоят лучше? Ну, Канны, ну, Венеция, ну, Берлин. Шаг влево, шаг вправо -- и все сливается в неразличимую массу культурно значимой скуки.

Арина ИНОЗЕМЦЕВА