Время новостей
     N°184, 08 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.12.2000
Торговля -- двигатель искусства
Сегодня открылась для публики ярмарка «Арт-Манеж»
«Арт-Манеж» -- самая большая в России художественная ярмарка. По площади (она занимает, соответственно, весь Манеж) и по количеству представленных на ней галерей. До недавнего времени она специализировалась на салонном искусстве и потому была интересна лишь небольшой группе покупателей. В позапрошлом году на ярмарку -- на правах некоммерческих проектов -- было допущено актуальное искусство, в результате чего случился, конечно, скандал (художник Авдей Тер-Оганьян рубил топором «софринские» иконы), но зато «Арт-Манеж» стал знаменит.

Некоммерческое функционирование современного искусства тогда устраивало всех. Салонные галереи были только рады притоку народа, желающего поглазеть на чудачества актуальных художников (заодно, может, и картинку какую купят). А для самих актуальных художников «Арт-Манеж» (как и конкурирующая с ним ярмарка «Арт-Москва», на которую, впрочем, салон принципиально никогда не брали) был едва ли не единственной возможностью продвинуть свое искусство в массы. Теперь все по-другому.

В нынешней ярмарке участвует более 60 галерей, по преимуществу, опять же салонных (легко представить себе, какое искусство выставляет галерея с названием «Гармония контрастов»), хотя есть и галерея «Роза Азора», выставившая картины Ирины Затуловской, и фотогалерея «Глаз», показавшая снимки француза Жерара Юфера. Плюс два больших спецпроекта. Не «некоммерческих», а именно «специальных». Потому что теперь актуальным искусством решили попробовать торговать, причем в «манежных» масштабах.

Один называется «Искусство из первых рук». Куратор -- Владимир Овчаренко, хозяин знаменитой в начале 90-х годов галереи «Риджина». Название отсылает к старому «риджиновскому» перформансу 1992 года, который осуществлял тогдашний куратор галереи Олег Кулик. Перформанс заключался в том, что произведения современных художников держали в руках солдаты внутренних войск (при этом солдаты были спрятаны за выгородки, зрители видели только их руки, просунутые в отверстия). Теперь же это классическая, почти музейная экспозиция: картины, объекты и инсталляции выставлены посреди огромного манежного зала. Среди участников проекта любимые художники галереи: Олег Кулик, Наташа Турнова, Иван Чуйков, Константин Звездочетов, Семен Файбисович, а также «чужие»: Игорь Макаревич, Александр Бродский, Юрий Аввакумов. Работы по преимуществу старые, но некоторые специально сделаны для «Арт-Манежа». Например, инсталляция Бродского «Осень»: наполовину проржавевшая зеленая «Победа», загнанная в гараж-теплицу (деревянная конструкция, покрытая пленкой) и заваленная желтыми листьями. Новая вариация на излюбленную Бродским «руинную» тему.

Второй спецпроект -- «Искусство в интерьере». Куратор -- Наташа Барбье, главный редактор журнала «Мезонин». Шесть образцово-показательных художественных интерьеров в разных стилях и на разную тему (рождественская сказка, овощной магазин 50-х годов, колониальный стиль и др.). Идея проста: чтобы создать интерьер, недостаточно купить роскошную мебель и расставить ее в евроотремонтированных комнатах, нужно еще позвать декоратора, который сделает красиво.

Насколько нынешний коммерческий «Арт-Манеж» будет коммерчески успешен, сказать трудно. Но напомним, что весной на конкурирующей «Арт-Москве» продалось на удивление много работ актуальных художников. Главным покупателем был Зураб Церетели, выложивший, между прочим, несколько десятков тысяч долларов. Среди приобретенных им работ были инсталляции тех же Александра Бродского и Олега Кулика, теперь украшающие церетелиевский Музей современного искусства. Сохранил ли искусстволюбивый Зураб Константинович свою страсть к современному искусству, станет ясно 13 декабря, в последний день работы ярмарки.

Николай МОЛОК