Время новостей
     N°183, 07 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.12.2000
Обменный фонд
Жестокие приговоры резидентам зарубежных разведок из числа иностранных подданных были типичным явлением и для России, и для Советского Союза. Однако в большинстве случаев шпионов обменивали на сотрудников российских и советских спецслужб.

Так, накануне первой мировой войны, в 1912 году, в Варшавском военном округе был арестован гражданин Германии, фотографировавший важнейшие железнодорожные мосты и укрепления вокруг них. Было установлено, что фотограф-любитель -- лейтенант германской разведки Дамм. Его осудили на 7 лет каторги, однако до Сибири немецкий разведчик не доехал: его обменяли на осужденного в Германии за шпионаж капитана Михаила Костевича.

Большая война между отечественной контрразведкой и зарубежными спецслужбами развернулась уже в первые годы существования советского государства. Летом 1918 года были арестованы несколько иностранных граждан: американец Каламатиано и несколько агентов французской «Сюрте женераль». Их приговорили к смертной казни, но приговор не был приведен в исполнение: арестованных продержали под страхом смерти почти до 1922 года, после чего выпустили по амнистии.

История с резидентами британской разведки Брюсом Локкартом и Сиднеем Рейли была более трагической. И тот, и другой были обвинены в организации заговора с целью свержения Советской власти и приговорены к смертной казни, но сумели скрыться из Советской России. После этого Локкарт в нашей стране не появлялся, а упорный Рейли, продолжавший активно работать против большевиков, был арестован осенью 1923 года вскоре после перехода границы с Финляндией. На сей раз церемониться с шпионом не стали, и после короткого процесса Рейли был расстрелян.

А вот одного из видных агентов польской разведки Сосновского для вида осудили, но вскоре перевербовали, и недавний противник стал союзником, правда, только до 1937 года.

В послевоенные годы взятых с поличным иностранных шпионов, как правило, приговаривали к длительным срокам заключения, но они редко успевали распробовать вкус лагерной баланды. Их обменивали на советских разведчиков. Самым известным, наверное, был процесс сбитого над Свердловской областью в 1960 г. летчика Пауэрса. Судебные заседания шли очень долго, но все кончилось хорошо: Пауэрса обменяли на осужденного в США Рудольфа Абеля.

Со «своими» шпионами расправлялись куда более сурово: расстреливали, даже не заикаясь о возможностях обмена.

Павел АПТЕКАРЬ