Время новостей
     N°182, 06 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.12.2000
Эта музыка будет вечной
Александрова, в отличие от Глинки, лучше слушать стоя
Пункт первый статьи 70 Конституции России обретет смысл к семилетней годовщине ее принятия (12 декабря 1993 года). Восьмого декабря Госдума рассмотрит три конституционных закона, в которых (смотри ст. 70) должны быть описаны государственные флаг, герб и гимн и порядок их официального использования. В этот же день депутаты обсудят и простой закон о знаменах Вооруженных сил, ВМФ и других родов войск России. Проекты о триколоре, орле и боевом красном знамени предложены Владимиром Путиным. Гимн на музыку Александрова был одобрен в первом чтении еще прежней, считавшейся «красной» Думой. Поскольку эта мелодия нравится президенту и подавляющему большинству депутатов и сенаторов (что с точки зрения утверждения гимна в качестве государственного куда важнее мнения их избирателей), то именно она (пока без слов) должна быть теперь одобрена окончательно.

Чтобы с принятием государственной символики вновь не случилось казуса, сегодня Дума выработает специальное постановление о порядке принятия этих законов. Документ важен не столько с регламентной точки зрения, сколько в качестве страховки от политических рисков. Поскольку для принятия законов о госсимволах нужно не менее 300 голосов, а полного единодушия нет (правые -- «Яблоко» и СПС -- категорически против гимна, а левые -- против триколора и орла), то страховка необходима. Кремль спокоен за гимн, но боится сбоя с флагом и гербом. Эмиссары со Старой площади уверяют, что и без левых есть верных 304 голоса, но они явно бодрятся. Без коммунистов столько можно набрать, если заманить в Думу даже тех депутатов, которые не были там за год ни разу. Поэтому гимн будут голосовать после флага и герба, и в случае их провала «Александров» может быть отложен. Левые в свою очередь боятся обмана, а потому настаивают на пакетном голосовании и, как уверяют в думских кулуарах, обещают скомандовать вольно по «птичке и полосатому» как минимум аграриям. Впрочем, несмотря на опасения, почти все уверены, что Владимир Путин узаконит символы, введенные указом своего предшественника.

Новый президент, возможно, и вправду верит, что гимн, герб и флаг -- это лучший подарок, который он может сделать россиянам по итогам года своего пребывания в Кремле. Очевидно, хуже чувствующие свой народ (хотя бы в силу меньшего, чем у г-на Путина, рейтинга), но совершенно разные политики -- от Бориса Немцова до Амана Тулеева и Алексея Митрофанова -- отчего-то считают, что для народа куда важнее тепло в домах и зарплата в карманах. Г-н Митрофанов считает, что многие в таком случае удовлетворились бы песней Yesterday. Возможно, что более патриотичные россияне довольствовались бы и популярной новогодней песенкой «В лесу родилась елочка». Но проверить, ошибался ли Владимир Путин вместе с верящим ему народом, можно только на практике.

Практика же может оказаться весьма суровой. Как пояснили Интерфаксу эксперты, действующее законодательство «пока не предусматривает уголовной ответственности, например, за неуважение к гимну страны, проявленное в форме невставания при его исполнении». Если этот серьезный пробел будет устранен, то количество тех, кого можно будет посадить за невставание при звуках музыки Александрова, может оказаться критическим для отечественной пенитенциарной системы. По данным, на которые ссылался Кремль, убеждая депутатов в том, что лучшей мелодии не найти, за советский гимн выступает 49% населения. Среди 51% несогласных, очевидно, найдутся и те, кто будет вставать по причине своей исключительной законопослушности (это, например, пообещал Борис Немцов), и те, кто будет внимать ново-старому гимну сидя, как Александр Н. Яковлев, заявивший, что «под эту музыку ни вставать, ни петь» не будет. По уверению одного из думских правых, если при исполнении «Патриотической песни» Глинки сидел один коммунист Василий Шандыбин, то под музыку Александрова сидящих депутатов будет значительно больше. Найдутся ли смельчаки, если уголовную ответственность за невставание все же введут, будет видно. Но рабочему Шандыбину участь политзэка, похоже, уже не грозит.

Светлана ЛОЛАЕВА