Время новостей
     N°180, 04 декабря 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2000
Пузырь виртуальной экономики лопнул
Быстрых денег в электронной коммерции больше не будет, полагает один из ведущих специалистов The Boston Consulting Group (BCG), старший вице-президент Эрик Олсон. Он побывал в Москве на минувшей неделе, чтобы встретиться с руководителями крупнейших предприятий бюджетообразующих отраслей российской экономики. «Пузырь Интернета лопнул, -- сказал Эрик Олсон на встрече с несколькими журналистами, -- а ожидания инвесторов оказались неоправданно высокими».

Вместе с тем специалист по электронной коммерции B2B (на оптовых рынках) вовсе не считает, что растущие, как грибы, торговые площадки не имеют стоимости и российским компаниям не нужно вкладывать в них средства. Просто «нужно быть более скептичными насчет прибыли».

Когда рухнули котировки в системе электронной торговли акциями высокотехнологических компаний NASDAQ, наибольшие потери понесли мелкие и средние инвесторы, поддавшиеся эйфории бурного роста. Этот традиционно большой источник вложений долго еще будет недоступен для рынка .com (электронной коммерции). Но венчурные банки и фонды по-прежнему готовы инвестировать миллионы в новые проекты, хотя и они пересмотрели свои подходы. Сегодня нет надежды на приток венчурных капиталов в биржевой сектор B2B, и все же на «вооружение» интернет-проектов, а другими словами -- на оборудование для перевода в Сеть «старых» компаний, деньги есть.

Более того, в июне нынешнего года BCG совместно с General Atlantic Partners, LLC и The Goldman Sachs Group сама объявила о создании венчурной компании iFormation Group, первоначальные совместные инвестиции в которую составили 300 млн долларов. Цель фонда -- «создавать, приобретать, совершенствовать и быстро развивать новые интернет-компании, используя преимущества существующих активов традиционных компаний».

Эрик Олсон подчеркнул, что по опыту американской и немецкой электронной коммерции сами торговые площадки зарабатывают очень небольшую долю созданной прибыли, а наибольшие преимущества получают продавцы и покупатели. Это не значит, что новые модели бизнеса вроде поисковой машины Yahoo или магазина Amazon.com бесперспективны. Как выяснилось, у традиционных фирм больше возможностей зарабатывать через Интернет. У них уже есть то, на основании чего еще полгода назад аналитики оценивали компании «новой экономики», -- клиентская база. А еще «старые» фирмы отличаются от «новых» наличием узнаваемого брэнда.

В прокатившемся по Рунету в начале осени бурном создании электронных торговых площадок Эрик Олсон видит не моду, а ответ на изменения мирового рынка. Это нужно российским компаниям, чтобы общаться с зарубежными партнерами на одном языке. Вместе с тем создание местными компаниями собственных торговых площадок поможет улучшить межиндустриальные отношения внутри России.

В качестве сайтов, ориентированных на экспорт, BCG называет металлургическую (metal-russia.com) и энергетическую (oil-on-line.com) биржи. На внутренний рынок направлена работа зерновой биржи (mtszerno.ru). Пока еще ограничено развитие систем электронных закупок больших компаний. Такую торговую «домашнюю страницу» планируют создать на АвтоВАЗе. Однако приход на местный рынок всемирного гиганта Commerce One, заключившего соглашение с московским холдингом IBS, может, по мнению г-на Олсона, создать эффективную систему онлайновых закупок непрофильных товаров (компьютеров или канцелярских принадлежностей) для российских «голубых фишек».

При этом Эрик Олсон подчеркивает, что один только выход во Всемирную паутину не дает, как раньше, роста капитализации фирмы. «Сегодня проблемы с частотами у компании «Вымпелком» оказывают прямое влияние на стоимость ее акций, -- сказал г-н Олсон, -- а покупка новых интернет-проектов компанией Golden Telecom ее рыночной капитализации уже не повышает».

Что же касается электронных бирж, то их организаторы не могут рассчитывать на большую маржу. Основной доход остается у маркетмейкеров и компаний, занимающихся логистикой. По прогнозам BCG, комиссия самих виртуальных торговых площадок упадет с 1,1% в будущем году до примерно 0,2% в 2005 году.

Александр ЛЕВИНСКИЙ