Время новостей
     N°178, 30 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2000
Я вдруг узнал так много о фонтанах
Конкурс фотографий о Москве
Сегодня в Большом Манеже открывается выставка, подводящая итоги конкурса на лучшую фотографию (фоторепортаж) о Москве. Конкурс (и соответственно выставка) называется «Серебряная камера». Почему камера -- понятно, почему серебряная, а не, скажем, золотая, не очень -- наверное, потому, что черно-белые фотографии серебряной печати лучше, чем цветные ширпотребные снимки.

Подобный конкурс, организованный Московским Домом фотографии, проводится у нас впервые. Поэтому он априори стал событием. Если говорить о пользе, то конкурс позволил, например, выявить количество действующих фотографов -- их 64. Именно столько было подано заявок. (На самом деле фотографов, конечно, больше, но «Камера» -- это первая перепись фотографического населения страны). Среди них не только мэтры (Валерий Стигнеев, Сергей Борисов, Вита Буйвид, Игорь Мухин), но и молодые; не только художники, работающие с фотографией (Игнат Данильцев, Семен Файбисович, Ольга Чернышева), но и фотографы-любители. Если говорить о выгоде, то три первых премии, между прочим, составляют по две тысячи долларов каждая (не «Букер», но тоже неплохо).

Конкурс проводится по трем номинациям. Первая: москвичи. Тут портреты, крупные планы -- знаменитые музыканты, простые горожане, байкеры, Лужков, Будрайтис. Доска почета и городские типы. Вторая: события (или повседневная жизнь). Поцелуи, сцены у фонтана (фонтанов вообще много, словно в угоду лужковской программе офонтанивания всей столицы, впрочем, провалившейся по безденежью), дохлая птичка, клубная и уличная жизнь, бабульки на остановках и в дансинге в Сокольниках, автомобили, демонстранты с красными флагами. Третья: архитектура (или окружающая среда, фон, на котором происходят события городской жизни). Здесь понятно что. По этой номинации проходит большая часть фотографий, но собственно архитектурных среди них не так много, как немного у нас фотографов, специализирующихся на архитектуре. (К слову, рядом с «Камерой» сегодня откроется еще одна выставка -- презентация книги Владимира Ресина «Реконструкция Москвы в фотографиях» -- там-то как раз много именно архитектуры, правда, вопрос -- какой?)

И что в результате? Отчасти, конечно, братская могила. Но есть в ней и очень качественные снимки очень хороших фотографов. Им-то и достанутся серебряные (точнее, зеленые, с портретом Франклина на крышке объектива) камеры. Лично мне больше всего понравились строгие черно-белые снимки московских построек Ильи Кейтельгиссера и цветные фотографии фрагментов Кутафьей башни, отснятые Сергеем Пушкиным. О решении жюри будет известно лишь вечером. Наверное, будет и приз личных симпатий маскулинного, естественно, жюри, который скорее всего достанется Александру Волоховскому, представившему снимки девушки в легком летнем платье из ситца, перешагивающей через упавшего (павшего!) фотографа, -- вид снизу. Но о такого рода симпатиях жюри читайте в эротических журналах или в феминистской прессе.

Софья КРЫНСКАЯ