Время новостей
     N°175, 27 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2000
Как просто стать хорошим
Среди факторов, обеспечивших гармоничное развитие Испании после ухода в небытие франкистского режима, важнейшую роль играло стремление страны войти в европейские сообщества. Курс на вступление в ЕС был принят испанским правительством практически сразу после начала демократизации и структурных реформ в экономике, а заявка на членство подана уже в июле 1977-го, когда результаты преобразований были еще совершенно не ясны. Сам процесс переустройства испанского общества и экономики оказался неразрывно связан с необходимостью соответствовать требованиям ЕС.

Европейские сообщества ставили перед Испанией условия, выполнение которых не всегда отвечало текущим нуждам национальной экономики и даже общественным настроениям. В числе требований были сокращение производства и экспорта продуктов сельского хозяйства и отмена смертной казни, даже по отношению к осужденным за терроризм. Первое для во многом аграрной Испании означало разорение множества мелких сельхозпроизводителей. Второе создавало новые условия для борьбы с баскскими террористами, активизировавшимися после смерти Франко. Тем не менее все испанские правительства целенаправленно шли на уступки европейским партнерам и смогли в конечном итоге не только преодолеть спад середины 70-х, но и привести страну к членству в ЕС.

Спору нет, само географическое положение не оставляло Испании шансов на существование отдельно от единого политико-экономического организма Западной Европы. Вместе с тем великолепная динамика встраивания страны в процесс европейской интеграции была обеспечена осознанным стратегическим выбором общества и политической элиты. В первую очередь этот выбор имел политический характер и связывал будущее многонационального народа Испании с единой Европой.

Определение внешнеполитических ориентиров является, пожалуй, одной из наиболее важных задач для стран, вступающих в период внутренней трансформации. Внятное формулирование приоритетов национальной внешней политики не только существенно облегчает работу дипломатов, но и сокращает до разумных размеров список требующих внимания вопросов. Кроме того, жесткая «привязка» страны к действующей и преуспевающей системе позволяет гражданам ощутить свою идентичность и обрести уверенность в том, что они не одиноки в этом мире. Изменяется и внешнее восприятие. Из непредсказуемого маргинала государство превращается в кандидата на членство в престижном клубе.

Испанский опыт подтверждает, что в современных условиях переход сравнительно небольшой страны, каковой в силу обстоятельств стала сегодня и Россия (по крайней мере в экономическом смысле), к рынку и демократии невозможен без интеграции в международные объединения. Чем выше степень интеграции, тем больший запас прочности обретает внутренняя политическая и экономическая структура претендента, поскольку устойчивость его основных активов подкрепляется коллективными ресурсами. Так, поддержка структурных фондов ЕС обеспечивает «подтягивание» отсталых регионов Испании к общенациональному уровню, а международная роль Мадрида обрела совершенно новое качество.

Опыт Испании свидетельствует и о том, что приобретение благ предполагает существенные самоограничения. Они могут быть болезненны для общественного сознания и ущемлять самолюбие правящей элиты. Но здравомыслящие государственные деятели должны понимать, что гораздо выгоднее включиться в игру на уже существующих правилах и условиях, нежели навеки оставаться практически беспомощным объектом чужой политики.

Тимофей БОРДАЧЕВ, старший научный сотрудник Института Европы РАН