Время новостей
     N°94, 27 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2003
Во славу музейной империи
К 300-летию Санкт-Петербурга Эрмитаж устроил фейерверк из выставок
Все по порядку. Обзор юбилейных экспозиций, которыми главный музей России, Эрмитаж, поздравил свой родной город, логично выстроить по хронологическому принципу -- от прошедших вернисажей к будущим.

Первым подношением стало шведское стекло. 72 экспоната, разместившихся в Аполлоновском зале Зимнего дворца, -- лучшие образцы творчества шведских стекольщиков конца XIX -- начала XXI века. До эпохи модерн продукция шведских мануфактур не могла конкурировать с утонченными вазами и сервизами немцев и англичан. Зато с нашествием на европейскую цивилизацию болотных огней символизма шведское стеклоделие оценили по достоинству. Мастер Симон Гате, поступивший на фабрику «Оррефорс» в 1916 году, предложил новую технику «грааль», подразумевающую многосложное и причудливое преломление света внутри стекла. На волне интереса к героям древних мифов, нибелунгам, валькириям, в пору, когда дома оплели ирисы, ненюфары, лилии, а поверхность слов и вещей стала бликующе зыбкой, вазы фирмы «Оррефорс» воспринимались чем-то вроде того же Священного Грааля, но приватизированного каждой конкретной бюргерской семьей. Скандинавия умеет беречь традиции. И сегодня на выставке в Эрмитаже можно увидеть недавно выполненную композицию из голубых и белых голов, словно застывших на символистском морозе. Ее мастер Бертиль Валлин создал в честь Каролины Ольссон, которая в 1875 году в возрасте 13 лет впала в летаргический сон на 33 года. Да, стиль модерн -- это страшная сила.

Вторая по времени открытия выставка посвящена живописи французского художника Никола де Сталя (1914--1955). Она проходит одновременно с монографической выставкой де Сталя в Париже. Эрмитажная экспозиция подготовлена специально по инициативе сына художника Густава де Сталя. Представлена преимущественно абстракция, к которой художник обратился довольно поздно, в 1942 году. Цветовые конструкции де Сталя интересно сравнить с импровизациями Василия Кандинского, тем более что на Парижской выставке 1943 года полотна обоих художников соседствовали.

Третью эрмитажную выставку также можно считать великим музейным посольством в юбилейный Петербург. Это экспозиция 86 избранных произведений скульптуры, живописи и рисунка группы «Кобра» («CoBrA») из собрания Стейделик-музея, Амстердам. Название «Кобра» было образовано из начальных букв французских названий столиц трех государств, откуда были родом художники -- участники группы. В их числе Асгер Йорн (Дания), Кристиан Дотремон и Филипп Нуаре (Бельгия) и три голландца -- Карелл Аппел, Констант и Корней. Получилась аббревиатура: Ко(пенгаген), Бр(юссель), А(мстердам). Группа существовала недолго -- с 1948 по 1951 год -- и возникла как оппозиция на выдохшиеся традиционные методы творчества. В конце 40-х «Кобра» была признанным лидером экспериментального искусства. Их язык -- странная смесь примитивизма (инспирированного в том числе и рисунками душевнобольных), сюрреализма, экспрессионизма, стилистики Пикассо и Матисса. Гремучая, надо сказать, смесь. Змеиное название оправдано на все двести.

Последней по времени открылась выставка в честь Александра Меншикова, первого губернатора и организатора строительства Петербурга. Вполне себе в формате церемониальных подношений отцам стольного града империи. Много документов на шелковых ленточках, скрепленных красновосковыми печатями, планов, чертежей Петербурга, отдельно автографы Петра I -- инструкции, указы, приписки.

Выставка памяти Меншикова стала своеобразным прологом главной имперской экспозиции Эрмитажа. 31 мая в Николаевском зале мощным залпом музей салютует основателю Петербурга Петру Лексеичу. Ожидается огромное количество мемориальных предметов, премьерный показ личных вещей царя. Вернисаж состоится в присутствии самых высоких официальных лиц.

Жаль, если оглушенные громоподобным ударом литавр люди не заметят другого подлинно художественного события -- ретроспективы работ достойнейшего зодчего Санкт-Петербурга итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744--1817), которая будет открыта с 28 мая в Двенадцатиколонном зале. Выставка Кваренги, включающая 136 работ архитектора, является подарком Италии к юбилею города на Неве.

Сергей ВАЛЕРЬЕВ