Время новостей
     N°90, 21 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2003
Зульфия Забирова: «Я буду выступать только за Россию»
В понедельник единственная в своем роде олимпийская чемпионка, победительница мировых состязаний велосипедистка Зульфия ЗАБИРОВА улетела обратно в Лугано, так и не получив от представителей Федерации велоспорта России никаких разъяснений по поводу интересующих ее финансовых вопросов. За рекламу спонсоров, размещенную на ее экипировке, она не получила ничего. Президент федерации Александр Гусятников даже не нашел времени, чтобы позвонить ведущей спортсменке. «Этим молчанием мне дали ясно понять, что отныне я могу рассчитывать только на собственные силы», -- сказала Забирова в интервью корреспонденту газеты «Время новостей».

-- Зульфия, если я правильно поняла суть вашего конфликта с федерацией, то получается как у Ленина: «страшно далеки они от народа»?

-- Во всяком случае, со стороны родной федерации я не чувствую никакой поддержки. Может быть, нескромно так говорить о себе, но у нас в стране не так много чемпионок мира по велоспорту. И если подобное происходит со мной, то можете представить, в какой ситуации находятся другие, менее титулованные спортсменки. В прошлом сезоне федерация оплатила мне один билет на чемпионат мира. И этим, собственно говоря, и ограничилась ее помощь и затраты на мою подготовку. Между тем весь сезон я выступала в форме, на которой были написаны названия спонсоров федерации. То есть я тащила на себе чью-то рекламу, не имея от этого ни копейки. Допустим, что у спонсора дела сейчас не так хороши. Но при чем здесь спортсмены? Значит, федерации нужно пересмотреть контракт. А то получается, что меня, взрослого человека, держат за маленького ребенка.

-- А вы можете, к примеру, выступать в другой форме, без рекламных надписей?

-- Теоретически да. И возможно, мне придется пойти на такой шаг. Если федерация поворачивается ко мне спиной, почему я должна соблюдать приличия?

-- Вы пробовали поговорить с Александром Гусятниковым?

-- Много раз, но создается впечатление, что мы не понимаем друг друга. К тому же у некоторых представителей нашей федерации есть хорошая «отмазка», мол, вы гоняетесь в зарубежных командах, чего же еще вам надо? А то, что эти клубы сегодня существуют, а завтра нет; где и на что тогда готовиться к чемпионатам мира, Европы и Олимпийским играм, -- это обстоятельство, похоже, никого не волнует.

Не секрет, что многие зарубежные женские велокоманды держатся на энтузиастах. Не исключение и клуб «Аки», в котором я выступаю. Команде помогают папа, чья дочь увлечена велогонками, супруг, жена которого с удовольствием крутит педали... И что интересно, эти так называемые энтузиасты из чужой страны приезжают на соревнования, стоят с плакатами, встречают нас на финише, обнимают, целуют и говорят: «Молодцы, девочки!». А представители родной федерации в течение года и не позвонят ни разу. Не поинтересуются: «Света, ты во время гонки ребро сломала, как здоровье? Или, Зуля, слышали, в Голландии упала, как дела?» Да что там говорить. Кто дал нам велосипеды? Итальянцы. Форму? Итальянцы.

-- Клуб заключил с вами контракт?

-- После серии допинговых скандалов мужской велоспорт переживает страшный кризис. Около ста ведущих гонщиков остались без контрактов. Что уж тут говорить о велогонщицах, тем более о таком «камерном» клубе, как наш.

-- Выживаете в спорте по принципу «сделай сам»?

-- А иначе остается одно -- уйти из велоспорта. Многие девчонки так и поступают. То и дело слышишь: эта завязала, та ушла. Не видят перспектив, не чувствуют поддержки, потому и уходят таланты. Мне-то, честно говоря, грех жаловаться, потому что огромную помощь и поддержку оказывает Ростов. Город, где я выросла как спортсменка, где живет мой тренер Владимир Рева. Здесь обо мне всегда помнят. И губернатор никогда не оставляет мои достижения без внимания. По большому счету этих средств мне вполне достаточно для тренировок. Уверена, что и Госкомспорт поможет, если возникнет такая необходимость. Но меня откровенно раздражает, что некоторые коллеги наживают авторитет за мой счет. Москва, к примеру, которая зачислила Забирову в ряды «своих» спортсменок, при этом фактически не затратила средств на мою подготовку. Или федерация, которая вспоминает о нас только накануне важных стартов.

-- Но, может, действительно, раз такая ситуация, махнуть на все рукой и выступать за Швейцарию? Я знаю, что там живет ваш друг и после замужества вы можете поменять гражданство. Слышала, что швейцарцы предлагали вам выступать под их флагом, почему бы нет?

-- Я буду выступать только за Россию. Пусть это звучит пафосно, но я патриот своей страны. У меня есть мечта создать женскую велокоманду, способную серьезно конкурировать в мире. И пусть не сейчас, но в будущем я надеюсь ее осуществить.

На просьбу прокомментировать ситуацию, в которой оказалась Зульфия Забирова, президент Федерации велосипедного спорта России Александр ГУСЯТНИКОВ ответил предложением приехать в Госкомспорт. Там корреспонденту газеты «Время новостей» были предъявлены финансовые документы, согласно которым Зульфия Забирова уже израсходовала в текущем году на свою подготовку и участие в соревнованиях 246 950 рублей.

«Согласно индивидуальному плану подготовки, нашей сильнейшей велосипедистке в этом году требуется более миллиона рублей, -- сказал Гусятников. -- Треть этих денег выделяет Госкомспорт, треть -- федерация и еще треть готова выплатить Москва. На заочное обвинение в том, что столица не имеет к Забировой никакого отношения, могу показать ее собственное заявление с просьбой перевести ее из Ростова-на-Дону в Москву. Вот оно, с ее личной подписью. Заявление датировано 2001 годом, и никаких новых бумаг по этому поводу у нас пока нет. Это к вопросу о «приписанных» Москве победах. Поймите, для меня не является принципиальным моментом, кто будет финансировать подготовку Забировой и таким образом будет иметь отношение к ее достижениям. Ростов -- я двумя руками «за», Москва -- я согласен и с этим.

Что же касается личного спонсорства (этот вопрос велосипедистка также активно поднимает), то формальный повод начать его поиск у меня появился лишь 11 мая. В день, когда ее профессиональная команда прислала в ФВСР факс о том, что конюшня не возражает против наличия на форме спортсменки логотипов личных спонсоров. Другое дело, что после появления в СМИ таких неопрятных для Федерации высказываний, я не чувствую в себе горячего желания сей же час отправиться на поиски внебюджетных источников финансирования. Но, как президент, в интересах спортсменки и страны я готов сделать и это».

Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА