Время новостей
     N°90, 21 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2003
Джинсы на вес золота
Вчера самая популярная одежда в мире отметила свое 130-летие
Если провести опрос населения на тему «Главный вклад Америки в мировую цивилизацию», то наверняка вместе с джазом, Эдисоном, Голливудом и фастфудом на видном месте окажутся джинсы. Но далеко не каждый вспомнит имя того, кто придумал эти простецкие штаны, хотя практически все много раз видели его имя и фамилию. Правда, чаще всего эти два легендарных слова написаны на заднице: вроде бы невелика честь, но миллионное состояние, сколоченное на джинсах эмигрантом из Германии Леви Строссом, полностью оправдало использование такого необычного рекламного носителя.

Вообще-то день рождения джинсов -- дата достаточно условная. За точку отсчета взято 20 мая 1873 года, когда фабрикант Леви Стросс и его закройщик Джекоб Дэвис получили патент на использование заклепок при пошиве штанов. Но это был лишь один шаг в разработке джинсов: покрой, цвет, стандарт материала «классических» голубых джинсов создавались постепенно. Однако в праистории джинсов не так много других точных дат -- никто же не предполагал, что банальная спецодежда станет мировым хитом, и процесс создания «штанов XX века» не был тщательно задокументирован.

Главной причиной появления джинсов стало... золото. В 1849 году в Калифорнии открыли месторождения этого металла, и на Запад Америки хлынули тысячи золотоискателей. Эта волна переселения принесла с собой и мелкого торговца Леви Стросса. Именно он один из первых понял, что настоящие капиталы делаются не теми, кто горбатится на прииске, а теми, кто торгует с золотоискателями. Стросс в 1853 году начал шить и продавать дешевые и крепкие рабочие штаны, которые, естественно, пошли нарасхват. Так появился прообраз легендарных джинсов.

Те грубые брюки, которые поначалу получались у Леви Стросса, были мало похожи на то, в чем мы ходим нынче. Они шились из парусины и были коричневыми. Но потом начинающий фабрикант перешел на другую ткань -- «нимскую саржу» из французского города Ним (отсюда и английское название ткани denim), покрашенную в цвет индиго, который и стал классическим. Европа еще раз посодействовала успеху Стросса, когда в 1878 году в Германии придумали искусственный краситель индиго, более дешевый, чем натуральный. Понемногу формировался и покрой джинсов: появилась классическая пятикарманная модель: два больших кармана спереди, два -- сзади и маленький «часовой» карман, выработался двойной шов, наконец, придумали те самые патентованные заклепки, укреплявшие карманы. Прочные штаны полюбились не только золотоискателям, но и, к примеру, ковбоям -- эта одежда оказалась удивительно подходящей для скачки на лошадях и для техасского родео. Успех Леви Стросса привел к тому, что джинсы стали делать и другие фабриканты. Но вплоть до 30-х годов прошлого века джинсы оставались обычной спецодеждой -- удобной, прочной, но совершенно не модной.

Культовый статус «штанам от Леви» придал Голливуд. После того, как «фабрика грез» приучила Америку к ковбойским фильмам, джинсы стали намертво ассоциироваться со скачущими во весь опор героями в широкополых шляпах и с кольтом на поясе. Но главный успех пришел к джинсам лишь после второй мировой войны, когда вслед за Элвисом в голубые штаны оделось поколение рок-н-ролла. Вот тогда-то фабриканты ковбойских брюк и превратились в мультимиллионеров. И тогда же кончилась эпоха «классических джинсов»: как только они стали писком моды, за них взялись модельеры. Появились джинсы самых разных цветов, специальные женские модели (что бы сказали суровые герои ковбойских фильмов, увидев дамские штанишки из денима с рюшечками и вышивкой?!), «вареные», «застиранные», «грязные», драные, расклешенные джинсы и джинсовые шорты, «эксклюзивные модели» стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, джинсы от ведущих парижских домов моды и любые другие фасоны, которые только могут прийти в голову оригиналу haute couture.

В 90-х годах джинсам даже успели напророчить окончательный выход из моды -- дескать, вслед за эпохой рок-музыки в небытие должна отойти и молодежная униформа 60-х годов. Однако, видать, в моде все переменчиво, кроме джинсов. Как бы ни издевались над этими штанами портные, как бы ни менялись пристрастия молодежи, мир ходил, ходит и будет ходить в джинсах. А патент 139121, выданный гг. Строссу и Дэвису на заклепки, отметит еще не один юбилей.

Владимир ДЗАГУТО