Время новостей
     N°83, 12 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.05.2003
Игры «жигулевских» экспортеров
Задержан один из главных героев дела о хищении машин ВАЗа
Предприниматель Константин Коноваленко -- основной фигурант масштабного расследования Следственного комитета (СК) при МВД РФ о хищениях машин с «АвтоВАЗа» -- был арестован на днях в Москве. Пока коммерсанту инкриминируют аферу с 80 автомобилями, но в ближайшее время список обвинений может значительно расшириться. Одновременно милиционеры продолжают поиски других участников «жигулевского дела» -- экс-главы ООО «РуссоБалт» Евгения Гапченко, гендиректора ЗАО «Интранс» Олега Ульянченко и бывшего начальника управления внешних рынков «АвтоВАЗа» Олега Абрамова. По оперативным данным, двое последних могут скрываться в Швейцарии.

Константин Коноваленко проходит сразу по нескольким уголовным делам, выделенным в отдельное производство из крупного расследования СК о хищении тысяч машин при помощи так называемых «реимпортных схем». В свое время правительство разрешило «АвтоВАЗу» для завоевания западного рынка продавать машины за рубеж по себестоимости, но это сразу стало благодатной почвой для злоупотреблений. Одним из главных получателей дешевых экспортных автомобилей была немецкая компания «ЕвроЛада Гмбх», а фирмой-экспедитором выступала «РигасЛада». По данным СК, как только «РигасЛада» доставляла товар для отправки на Запад в прибалтийские порты, «ЕвроЛада Гмбх» требовала перегнать «Жигули» обратно в Россию, так как они уже проданы ООО «РуссоБалт». Дешевые машины поступали на стоянку в городе Себеж (Псковская область), а потом продавались по всей России уже по рыночным ценам, а не по себестоимости. Причем самому «АвтоВАЗу» порой вообще ничего от этих сделок не доставалось.

Как установили следователи, среди создателей «РуссоБалта» был предприниматель Константин Коноваленко, а возглавлял фирму бывший военный Евгений Гапченко. В 1997--1998 годах «РуссоБалт» практически являлся монополистом по продаже «Жигулей» в столичном регионе, причем в основном это были «реимпортные» машины. Часть выручки от таких сделок, исчисляемая миллионами долларов, по данным СК, уходила в кипрскую фирму «Алгейт Трейдинг» и канадскую «Русэкспорт Корпорэйшн» (обе учредил Коноваленко), другая шла под разные коммерческие проекты в Москве.

Еще в середине 90-х годов обуреваемый грандиозными планами Константин Коноваленко создал в столице Кинобанк и предложил знакомым предпринимателям организовать некий подпольный холдинг, куда бы стекались деньги от теневых сделок. Офис располагался в здании Кинобанка на улице Бахрушина. И хотя холдинг не был официально зарегистрирован, у него были и свой главный бухгалтер, и коммерческий директор. Более того, он успешно инвестировал поступавшие деньги в легальный автобизнес и рыбную промышленность. Суммы, которыми оперировал холдинг, исчислялись миллионами долларов, и в основном это были деньги от реимпортных афер с машинами. Доставлялись они, как правило, наличными, буквально чемоданами. После дефолта 1998 года холдинг развалился, а потом рухнул и Кинобанк.

Тогда же Коноваленко «поучаствовал» и в открытом хищении 80 машин. Их «АвтоВАЗ» отправил «ЕвроЛада Гмбх», но в результате автомобили оказались в Себеже. Вскоре туда приехали крепкие ребята и забрали автомобили, предъявив бумаги на получение. Позже выяснилось, что документы были поддельными, а «Жигули» аферисты реализовали через ряд столичных фирм, в том числе через ООО «Шарво». Заводу, поскольку официально машины числились похищенными, никаких денег уплачено не было. Большая часть выручки, по данным СК, ушла в кипрскую фирму «Алгейт Трейдинг», которую контролирует Коноваленко. По всем этим фактам был возбужден ряд уголовных дел, а Гапченко и Коноваленко в начале этого года объявили в розыск. Недавно последний пошел обменивать паспорт и сразу был арестован. На днях ему предъявили официальное обвинение.

Другим получателем дешевых «Жигулей» должна была стать компания «Маннай Корпорэйшн» (Саудовская Аравия). Однако, по данным СК, до нее автомобили просто не доходили и похищались еще по пути на Ближний Восток. Как считают следователи, за этими аферами стояли бывший начальник управления внешних рынков «АвтоВАЗа» Олег Абрамов и глава фирмы-экспедитора ЗАО «Интранс» Олег Ульянченко, которые сейчас также объявлены в международный розыск.

Александр ШВАРЕВ