Время новостей
     N°83, 12 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.05.2003
Украина потеряла много африканцев
Вечером 8 мая у летевшего над Африкой украинского грузового самолета Ил-76 приоткрылась хвостовая рампа, попросту говоря задняя дверь, которую обычно используют на земле для выгрузки. Самолет разгерметизировался. Это то немногое, что известно достоверно. А о том, что произошло сразу после аварии, информация до сих пор крайне противоречива.

По данным минобороны Украины, которому принадлежит аварийная машина, пилотам удалось благополучно посадить ее. Информационные агентства из Киншасы со ссылкой на очевидцев и власти Демократической Республики Конго (ДРК) сообщают, что от 7 до 200 пассажиров выбросило из салона самолета.

Воздушный «грузовик», собственность государственной Украинской авиатранспортной компании (УАТК), совершал внутренний рейс из столицы ДРК Киншасы в город Любумбаши на юге страны. На борту помимо груза находились военные и полицейские с семьями, все -- конголезские граждане, и сколько их было в самолете, теперь точно неизвестно.

Агентство AP сообщило, что хвостовая дверь самолета раскрылась через 45 минут после вылета из Киншасы, на высоте примерено 10 тыс. метров. После этого, по словам выживших пассажиров, которых цитирует агентство, все, кто сидел в задней части самолета, были «высосаны» воздушным потоком наружу. Тем, кто сидел ближе к кабине, повезло. В середине грузового отсека был закреплен грузовик, и он, как барьер, задержал около сотни пассажиров.

УАТК -- подразделение министерства обороны Украины. Начальник пресс-службы этого ведомства Константин Хивренко нарисовал совершено иную картину происшествия. По его словам, разгерметизация салона произошла на 41-й секунде взлета, на высоте 2 км. Управлявший самолетом украинский экипаж обнаружил неполадку по приборам. По словам г-на Хивренко, причина неполадки состояла в том, что в хвостовой части самолета в районе рампы образовалась небольшая щель. Командир запросил у аэропорта разрешение на посадку и благополучно ее совершил. Константин Хивренко подчеркнул, что никто не пострадал. Очевидно, так и должно было бы быть на двухкилометровой высоте, где давление воздуха близко к тому, которое поддерживается в салоне загерметизированного самолета, и, следовательно, эффект «высасывания» наружу не может произойти.

Глава пресс-службы украинского МИДа Маркиян Лубкивский заявил, что пока не удалось установить связь с официальными властями Конго, однако посольства Украины в Африке уточняют детали аварии. В свою очередь представители Конго сообщают лишь о начале расследования инцидента, не предоставляя точную информации о сопутствующих ему обстоятельствах. Министр информации Конго Кикайя Бин Каруби заявил о том, что подтверждена гибель семи пассажиров. Власти аэропорта Киншасы назвали агентству Reuters цифру 129 погибших. Один из выживших пассажиров сообщил тому же агентству, что из самолета выпало не менее двухсот человек.

По стандартным нормам, военно-транспортный Ил-76 должен брать на борт не более 140 пехотинцев (с полной экипировкой). Однако, как показывает практика эксплуатации самолета в странах третьего мира, этот технический предел легко может быть превышен. Ил-76 «Корпуса стражей исламской революции», разбившийся в феврале этого года в Иране, вез 275 человек. Точное число пассажиров «конголезского» борта, возможно, так и не будет установлено.Катастрофы Ил-76

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76 впервые поднят в воздух в 1971 году. В Советском Союзе было выпушено около 1 тыс. таких машин различных модификаций. Современным экологическим нормам, принятым в Западной Европе и Северной Америке, Ил-76 не соответствует, однако до сих пор широко эксплуатируется вооруженными силами и грузовыми авиакомпаниями стран СНГ, Азии и Африки.

По данным авторитетного сайта Aviation Safety Network, до сих пор во всем мире было зарегистрировано 47 аварий Ил-76 (включая потери во время войны в Афганистане). Самая страшная из них произошла 12 ноября 1996 года неподалеку от Дели и унесла 349 человеческих жизней. В тот день на подлете к индийской столице Ил-76 компании Kazakhstan Airlines столкнулся с саудовским лайнером Boeing-747. Только за пять месяцев текущего года разбились три Ил-76: в Иране, Ираке и Восточном Тиморе. Все катастрофы сопровождались человеческими жертвами. Самолетов российских авиакомпаний среди них не было. Последний по времени российский Ил-76 потеряла 8 декабря 2002 года авиакомпания «Волга-Днепр». Самолет был уничтожен ураганом в аэропорту острова Гуам (США), при этом никто не погиб.

Михаил КУКУШКИН