Время новостей
     N°81, 07 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2003
Бензиновая жажда у нефтяного колодца
В Ираке разрастается топливный кризис
В Ираке, занимающем в мире второе после Саудовской Аравии место по разведанным запасам нефти, разразился бензиновый кризис. Километровые очереди выстраиваются возле бензоколонок, создавая пробки на дорогах. Водители часами жарятся под палящим солнцем.

На автозаправках Багдада для поддержания порядка появились американские танки. Были случаи, когда вооруженные люди пытались получить бензин без очереди, а заодно и бесплатно. От стрельбы на заправках взрывались баки с топливом, были жертвы. В городе, где совсем нет полиции, это серьезная проблема.

В очередях стоят те, кто не хочет покупать бензин на черном рынке, то есть в десять раз дороже. Местная мафия или просто воришки, которым посчастливилось во время войны добраться до запасов топлива, продают бензин канистрами прямо на дорогах. Американцы не обращают на спекулянтов никакого внимания. Если на автозаправках за доллар (это почти 2 тысячи иракских динаров) можно залить в бак 40 литров бензина, то на черном рынке за ту же цену получишь только 4 литра. По нашим понятиям и это дешево, однако для большинства безработных иракцев это та разница, за которую можно и человека убить.

«Вчера на нас средь бела дня напали девять вооруженных придурков. Они даже стрелять толком не умели. Вон, моему помощнику только кисть слегка поранили, а так мы их быстро отколотили, и они дали деру. Мы тоже вооружены», -- рассказывает мне Ибрагим, владелец бензоколонки на севере иракской столицы по пути из Багдада в Самарру. Бензоколонку Ибрагима никто, кроме него самого и его людей, не охраняет.

Ибрагим мне здорово помог, взяв на буксир мое покореженное такси и дотащив его до ремонтной мастерской неподалеку. Дело в том, что ваш корреспондент едва не протаранила американский бронетранспортер. Он нагло выскочил на проезжую часть прямо перед нами, потому что пожелал развернуться именно здесь, и перекрыл дорогу нашему такси, мчавшемуся на полной скорости. От столкновения нас спасла хорошая реакция таксиста, который предпочел врезаться в высокий бетонный бордюр, а не в американскую броню. Американцы даже не остановились, только помахали нам руками. «Три дня назад при такой аварии погибли двое иракцев», -- рассказывает нам Ибрагим и благодарит Аллаха за то, что мы остались живы.

Ибрагим продает бензин еще из довоенных запасов, но скоро они кончатся. И тогда станет совсем плохо. Американский бригадный генерал Роберт Креар, занимающийся восстановлением нефтяной отрасли Ирака сказал вчера корреспонденту «ВН», что понадобится месяц-два, чтобы снабжение топливом наладилось. Особенно пострадал юг страны, где даже разбиты трубопроводы, немного лучше ситуация на севере и в центре страны. Основные повреждения нанесли не боевые действия, а мародеры. При этом генерал Креар заметил, что для восстановления нефтяной инфраструктуры страны потребуется несколько сотен миллионов долларов.

«Наш завод возобновил работу неделю назад. Сегодня мы перерабатываем 50 тысяч баррелей в день. Хотя до войны наши мощности доходили до 110 тысяч баррелей ежедневно», -- объясняет Али Джамиль, директор отдела по связям с общественностью багдадского НПЗ «Дора». По его словам, бензин с завода после войны еще не поступал на рынок. Продукция накапливается в заводских хранилищах. «Механизм сбыта еще не налажен, кто будет этим заниматься, неясно. Никакого министерства нефти пока нет. Так что все, что продается сейчас в городе, -- старые запасы», -- добавляет Али.

В последние дни войны рабочие завода добровольно охраняли его сами. Как только американцы вошли в Багдад, они первым делом взяли под охрану НПЗ. Всего же в Ираке три нефтеперерабатывающих завода -- один на севере, другой на юге и еще вот этот в Багдаде. Завод пока держится на самоуправлении. Американских специалистов тут еще нет, только военные охраняют подступы к заводу. Иракские служащие упорно продолжают работать, хотя уже второй месяц не получают зарплаты. Раньше их заработок составлял 35 долларов в месяц плюс столько же премиальных. Периодически на НПЗ, как и во всем Багдаде, случаются перебои с электричеством. Соседняя электростанция пострадала от мародеров -- ее американцы поначалу не охраняли. Поставки сырой нефти для переработки возобновились неделю назад из северного города Киркук. Из южной Басры, откуда тоже обычно шло сырье, пока ничего нет.

В Киркуке в северной нефтяной компании иракские служащие пояснили мне, что у них переработка осуществляется даже не в половину, а в треть имеющихся мощностей. Но в Киркуке новый бензин уже идет в продажу, хотя пока только для нужд города. Говорят, что американские нефтяники уже приехали в Киркук и готовятся изучать ситуацию на местном НПЗ.

Но американских конкурентов иракцы не опасаются. «На первых порах мы им точно нужны. А если захотят нас выгнать, мы поедем на заработки в Кувейт или Саудовскую Аравию. Мы хорошие работники, не пропадем», -- смеются инженеры. А простые рабочие уверены, что обойдутся американцам дешевле, чем иностранцы, а значит, тоже не пропадут. Нефтяное производство в Ираке держится на самоуправлении. Пока никакого министерства нефти в Ираке нет. Впрочем, все служащие министерства нефти, хотя и не получают зарплату, но в течение нескольких последних недель ходят на работу. Однако в Иране уже есть главный координатор по вопросам нефти -- это Самир Аббас Гадбан. Он обладает большим опытом работы в нефтяной отрасли, Гадбан трудился в министерстве нефти вместе с последним иракским министром нефти Амиром Рашидом.

Елена СУПОНИНА, Багдад-Самарра-Киркук