Время новостей
     N°81, 07 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2003
«Работать с Эдриеном Броди мне приятнее, чем с Арнольдом Шварценеггером»
Роман Поланский приехал представить «Пианиста» московским зрителям
Недавний обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и «Оскара» за режиссуру, Роман Поланский пожаловал в Москву по случаю премьеры «Пианиста». Его последняя работа основана на реальных событиях: фильм рассказывает о судьбе пианиста Владислава Шпильмана, которому чудом удалось выжить в оккупированной, а впоследствии до основания разрушенной немцами Варшаве. Реален и опыт самого Поланского: его мать погибла в концлагере; самому ему удалось бежать из гетто. «Поэтому «Пианист» для меня -- почти документальная работа», -- сообщил режиссер на вчерашней пресс-конференции российским журналистам. Вместе с тем Поланский сказал, что «не верит в автобиографическое кино». Именно поэтому несколько лет назад он отказался от сценария «Списка Шиндлера». Частично место действия фильма, который впоследствии поставил Стивен Спилберг, происходит в краковском гетто, где когда-то жил и сам Полянский. «Этот материал был слишком близок мне, -- рассказал режиссер. -- И я не смог за него взяться. Гораздо ближе мне оказался «Пианист» -- я мог снимать не о себе и при этом использовать весь свой личный опыт».

Увы, интерес москвичей к Поланскому оказался не слишком горяч. В конференц-зале «Аргументов и фактов», где проходила пресс-конференция, набралось едва ли три десятка журналистов. На вчерашней премьере в «Пушкинском» также народу было немного -- едва ли треть зала.

Это свидетельство двойственного положения Романа Поланского. С одной стороны -- классик польского кино (хотя в Польше он снял только один фильм -- свой новаторский дебют «Нож в воде» 62-го года), жертва холокоста и борец за справедливость; с другой -- автор международных блокбастеров («Ребенок Розмари», «Китайский квартал»), плейбой и педофил, которому запрещен въезд в США за секс с 13-летней фотомоделью. Он не подходит ни под роль голливудского счастливчика, ни под амплуа иконы авторского кино.

Похожий на взъерошенного воробья, Поланский до сих пор допытывается на пресс-конференциях о номерах телефонов хорошеньких журналисток. В ответ на вопрос вашего корреспондента о том, откроет ли ему успех «Пианиста» путь в США (там его ждет суд -- все за ту же 13-летнюю), он лишь грустно отмахивается: «У меня все те же проблемы с американским правосудием...» Со времен далеких 60-х он не снимает по-настоящему прибыльных фильмов, фильмов-сенсаций. Даже когда он может рассчитывать на большой бюджет (на «Пианиста» было потрачено 35 млн долларов), Поланский предпочитает поиграть в «кино не для всех». «Работать с Эдриеном Броди (лауреат «Оскара» за роль Владислава Шпильмана. -- А.М.) мне приятнее, чем с Арнольдом Шварценеггером. Хотя фильмы со Шварценеггером очень интересно смотреть -- кто бы сомневался...»

«Пианист», скорее всего, провалится в российском прокате. Не хватает у нас ни киноманов, ни антифашистов, ни евреев, чтобы заполнить весь двухтысячный «пушкинский» зал. Но московская премьера «Пианиста» станет событием, и масштаб его мы сможем оценить лишь позднее.

Алексей МЕДВЕДЕВ