Время новостей
     N°81, 07 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.05.2003
На все партии идеологий не хватит
Если принять за рабочую гипотезу то, что, идеология -- это некая более или менее цельная система взглядов и ценностей, определенное представление о целях и путях общественного развития, то большинство наших партий безыдейны.

Начнем со старейшей партии -- КПРФ. У нее-то как раз и нет идеологии, как сколько-нибудь цельной системы взглядов, идей и ценностей. Что-то осталось от научного коммунизма, что-то заимствовано у «буржуазного национализма» и, как сказал бы Ленин, «поповщины» и «социал-реформизма», то бишь социал-демократизма. Руководство КПРФ плывет по течению, бездарно теряя драгоценное время и фактически обрекая партию на неизбежную маргинализацию, а страну -- на невозможность создания в обозримой перспективе двухпартийной системы по типу того, как это произошло в европейских странах постсоциализма. Там умные коммунисты быстро трансформировались в посткоммунистов и стали возвращаться к власти. Формирование двухпартийной системы -- это принципиально важный шаг на пути демократического развития.

Что касается правых партий, то их идеологию как-то определил один из лидеров «Яблока» Сергей Иваненко, сказав, что его партия -- это партия интеллигенции, а СПС -- партия олигархов. Однако на деле идеологии у «Яблока» в точном смысле слова фактически нет, ибо до сих пор не ясно, за что оно борется. В то же время она есть у СПС. Это построение капитализма времен Адама Смита, правда, с оглядкой на подсказки Дяди Сэма. Дикий капитализм -- это творение лидеров СПС.

Идеологию ЛДПР, пожалуй, легче всего выразить. Это реализация на практике в очень умелом соотношении совсем простеньких понятий «казаться» и «быть». Партия кажется радикальной, архипатриотичной, защищающей интересы обделенных реформами россиян, а на деле еще больше ориентируется на Кремль, чем СПС на Дядю Сэма. Тут она «белая и пушистая».

Сложнее всего говорить об идеологии центристской и потенциально самой влиятельной в стране партии «Единая Россия». Это новая, буквально на глазах формирующаяся партия, при том, что понятие «центризм» не содержит в себе определенного социального и идейно-политического начала. Однако, если не углубляться, то «ЕР» исповедует идеологию позитивного действия -- постепенные позитивные перемены в стране в интересах большинства народа и активная поддержка президента Владимира Путина.

Идеологически «ЕР» близка Народная партия, которую, однако, я определил бы как левоцентристскую. Эта партия, сама себя считавшая прежде всего партией регионов, в последнее время -- и в немалой мере благодаря харизме и активности ее лидера Геннадия Райкова -- сумела завоевать имидж солидной общероссийской партии. Она остро чувствует болевые точки народной жизни и умеет предлагать конкретные решения конкретных проблем. То, что в одномандатных округах она завоюет немало мест, не вызывает сомнений, а пройдет ли в парламент по спискам, будет зависеть от того, насколько изобретательно и напористо проведет предвыборную кампанию.

Перспективы Партии возрождения России Геннадия Селезнева подрублены самим названием. Партия должна была бы называться социалистической и тем самым стать привлекательной для многих членов КПРФ, недовольных ее нынешним руководством. Да и «раскручивается» ПВР очень слабо. Но тут только и остается, что повторить мудрого Шолом-Алейхема: деньги либо есть, либо их нет.

Алексей КИВА, д-р исторических наук, политолог