Время новостей
     N°79, 05 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.05.2003
Вентспилсу дали год
На то, чтобы продать «Транснефти» его акции
«Транснефть» вновь заявила, что прокачка нефти через порт Вентспилс возобновится только после того, как госмонополия получит пакет акций Ventspils nafta. Между тем в марте «Транснефть» ответила отказом на предложение акционеров латвийской компании приобрести пакет акций терминала. Теперь в российской компании говорят, что оно было несерьезным.

Ventspils nafta -- нефтяной терминал незамерзающего латвийского порта Вентспилс с пропускной способностью 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год. 47,87% акций компании принадлежит Latvijas Naftas Tranzits (объединение предприятий, занимающихся перевалкой нефти и нефтепродуктов, фактически контролируется шестью предпринимателями, причем оперативным управлением занимается один из них -- мэр Вентспилса Айварс Лембергс), 42,68% контролирует правительство Латвии.

Конфликт вокруг порта длится с середины прошлого года, когда «Транснефть» начала сокращать объем поставок нефти в порт. В результате в декабре они снизились в два раза. А в этом году сырье от нее вообще не поступало. Незначительные поставки из России осуществлялись только по железной дороге.

В конце прошлой недели вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев в очередной раз заявил, что его компания «готова возобновить перекачку нефти по трубопроводу в том случае, если этот терминал частично перейдет в собственность российских государственных или частных корпораций». При этом вице-президент подчеркнул: «У латвийской стороны остался год, чтобы решить этот вопрос. После того как в 2004 году будет введена в строй вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС), российская нефть будет идти в Приморск Ленинградской области». «Россия готова сотрудничать на взаимовыгодных условиях, но ответа от Латвии пока не получила», -- прибавил менеджер.

Между тем в марте в своем интервью газете «Время новостей» г-н Григорьев говорил: «Акционеры Ventspils nafta вышли к нам с предложением продать часть акций. В ответ мы направили письмо, что нас это не интересует». Тогда он отказался сообщить подробности поступившего предложения, но вчера, комментируя свое последнее заявление, г-н Григорьев сообщил газете «Время новостей», что акционеры порта предлагали выкупить у них 34% акций выделенной из состава порта нефтебазы за 70 млн долл. «Если весь порт они сами оценивают в 200 млн, то как мы можем покупать акции выделенной нефтебазы за 70 млн долларов?» -- возмутился вице-президент, подчеркнув, что акции самого порта «Транснефти» пока не предлагали. По мнению представителей российской монополии, для возобновления прокачки в направлении порта Вентспилс им придется инвестировать в реконструкцию трубопровода порядка 140 млн долл., и в обмен на эти средства российская компания хочет получить пакет акций исходя из цены порта в 200 млн долларов.

Правда, сейчас «Транснефть» уже не настаивает на том, чтобы самой становиться акционером, заявляя о согласии возобновить прокачку в случае, если одним из собственников Ventspils nafta станет «российская частная корпорация». По словам г-на Григорьева, «Транснефть» не имеет в виду какую-то конкретную компанию. Между тем в середине февраля представители ЮКОСа вели переговоры о возможности вложения средств в Ventspils nafta. Но были ли достигнуты какие-либо договоренности, неизвестно. А в ЮКОСе заявили, что «не комментируют свои намерения».

Если некоторые представители латвийского правительства уже заявляли, что готовы продать «Транснефти» госпакет Ventspils nafta, то частные акционеры порта без энтузиазма относятся к этой идее. Так, г-н Лембергс уже неоднократно заявлял, что если нефть из России больше не пойдет в этом направлении, то будут увеличены мощности по приему сырья, доставляемого по железной дороге. Правда, по словам самих нефтяников, такой способ перевозки эффективен лишь при высоких ценах на нефть.

Денис РЕБРОВ