Время новостей
     N°78, 30 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.04.2003
Долгая дорога Анатолия Чубайса
История одной борьбы
Сегодня у энергетиков России своеобразный юбилей -- пять лет назад РАО «ЕЭС» возглавил Анатолий Чубайс. Срок его контракта истекает в июне. Однако вчера, комментируя акцию партии «Яблоко», посвященную этой дате, в РАО «ЕЭС» признались наконец, что трудовой договор с председателем правления компании был продлен на пять лет еще около месяца назад. Так что хотя аппаратные позиции Чубайса на исходе его энергетической пятилетки оказались как никогда слабы, Анатолий Борисович еще раз подтвердил свою принадлежность к категории аппаратных «долгожителей». Секрет его непотопляемости -- в способности виртуозно выстраивать межклановые бизнес- и политические схемы.

Отрасль досталась Анатолию Борисовичу не в самом, мягко говоря, блестящем состоянии и не в самое простое время. Правда, ровно за год до своего прихода в РАО, еще в должности первого вице-премьера он обещал России в предстоящем 1998 году невиданный экономический рост. Чем обернулся к августу 1998-го этот рост, до сих пор с содроганием вспоминает все население страны, от первого банкира до последнего пенсионера. Кстати, уже тогда реформа РАО играла в пророчествах Чубайса не последнюю роль: по его мнению, простое восстановление утраченного контроля над «Газпромом», РАО «ЕЭС России» и МПС должно было с неизбежностью привести к уменьшению ставок тарифов на газ, электричество и грузовые перевозки.

Ровно через год взгляды Чубайса на проблему снижения тарифов изменились на противоположные. Отчитываясь о неотложных мерах по выводу отрасли из кризиса, он предложил новую систему соглашений центра с регионами, в рамках которой предполагалось резкое повышение тарифов на электроэнергию для населения. Директоров, которые не выполнят соглашение, Чубайс обещал безжалостно увольнять, а не желающим повышать тарифы для населения губернаторам предрек политическое небытие: «Эта публичная доброта после веерных отключений и смертей на отключенных операционных столах оборачивается десятикратной жестокостью. Поэтому публичную доброту мы будем уничтожать».

За истекшие пять лет словосочетание «веерные отключения» стали привычно соотносить с Чубайсом. Но происходили они и при Дьякове, и при немцовском ставленнике Бревнове. Посредством роста тарифов для населения (при снижении для предприятий) Анатолий Борисович планировал решить проблему неплатежей и, соответственно, о веерных отключениях забыть. Как известно, не удалось. Пришлось специальным приказом запретить употребление прилагательного «веерные», но отключения практиковались и практикуются по-прежнему. Идея вообще оказалась нерабочей: рост тарифов для населения только увеличил число неплательщиков, а тарифы для предприятий все равно пришлось повышать. Так что «смерти на отключенных операционных столах» так и остаются, вопреки декларациям главного энергетика страны, реальностью, несмотря на уничтожение публичной доброты. Повышением тарифов деятельность младореформатора на посту главы РАО не ограничивалась. Заговорив о масштабных реформах энергетики еще в 1997 году, начиная с 1998-го Чубайс без устали за эти реформы боролся. Правда, на подготовку и принятие пакета законопроектов ушло почти пять лет. Первым шагом стало добивание команды Дьякова, начатое еще Бревновым и успешно завершенное Чубайсом. Сперва в центре, а затем и в регионах топ-менджмент приобрел привычные, по мнению большинства экспертов, клановые черты. Далее пошла жестокая битва с неплательщиками, по большому счету до сих пор не оконченная.

История с реформой интересна как отражение противоречивости экономической политики нынешнего правительства в целом. Именно ее антисоциальный аспект -- рост тарифов за счет населения (по мнению Чубайса, неизбежный) -- отпугивал депутатов и губернаторов, мешал принятию пакета законопроектов. Парадоксальным образом провал РАО зимой 2002/03 года стал последним аргументом для принятия реформы.

В октябре прошлого года Чубайс, отвечая на вопрос о готовности отрасли к зиме, сообщил, что она «превышает стопроцентную». Абсолютная готовность, как известно, обернулась коммунальной катастрофой (впрочем, вина здесь в первую очередь на коммунальщиках). А коммунальная катастрофа заставила правительство буквально продавить принятие законов о реформах РАО и ЖКХ, несмотря на очевидный предвыборный риск для центристов оказаться в роли думского локомотива непопулярных реформ. Чубайс любит повторять, что в числе противников реформы сейчас остались всего три фигуры: помощник президента Андрей Илларионов, лидер «Яблока» Григорий Явлинский и замминистра энергетики Виктор Кудрявый. С остальными удалось договориться. Но победа Чубайса оказалась пирровой. Совокупность политических и аппаратных компромиссов достигла критической массы, за которой маячит полная потеря влияния и контроля над ситуацией. Все, что удерживает сейчас Чубайса на посту главы РАО «ЕЭС», -- искусно созданный миф о собственной незаменимости и сверхэффективности, широко распространенный в узких кругах. Но мифы имеют свойство рассеиваться, а межклановые схемы -- устаревать.

Реформа РАО, хоть и отсроченная в очередной раз, стала своеобразным итогом деятельности Чубайса на посту главы отечественной энергетики. Отрасль, по его собственным словам, по-прежнему убыточна, инвестиции в нее отсутствуют. Поход на ЖКХ в десяти пилотных регионах, по мнению наблюдателей, не принесет особой славы «эффективного менеджера», но скорее вызовет новую волну социальной аллергии.

Вместе с тем в результате «квазидемонополизации» облэнерго станут мощным инструментом давления на бизнес-элиты в регионах, причем негосударственного давления. Критики утверждают, что цель реформы именно в этом.

В любом случае понятно, почему Чубайс не покинет свой пост, -- не всякому политику предоставляется случай проверить на практике собственные идеи. У Анатолия Борисовича такой шанс уже был -- с ваучерной приватизацией. Тогда радужные прогнозы не оправдались. Тем интереснее посмотреть, оправдает ли себя реформа РАО. Но следует отметить -- у Чубайса по крайней мере есть определенное политическое мужество, готовность не только предлагать решения, но и отвечать за их реализацию. Впрочем, отвечать за решения Анатолию Борисовичу на самом деле еще не приходилось.

Ефим ГОВОРЦОВ