Время новостей
     N°77, 29 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2003
Повестка дня для Москвы и Пекина
Через месяц в Россию собирается приехать новый китайский лидер Ху Цзиньтао. Это событие символично -- для Ху Цзиньтао это первый зарубежный вояж в статусе генсека ЦК китайской компартии и председателя КНР. Отрадно, что он избрал для внешнеполитического дебюта именно Россию. И все же будущее наших отношений с Китаем вызывает беспокойство.

Ныне нашим странам необходим особо тщательный учет основных национальных интересов -- вопросов о выживании нации, о ее территории, о военных угрозах и о сохранении своей культуры. Пришла пора окончательно завершить прошлое, взяв из него лучшее и отказавшись от худшего. Тут необходимо высказаться и российской стороне. Чтобы создать действительно прочную духовную основу наших отношений, надо решить три вопроса.

Первый вопрос -- территории. Здесь необходим юридический базис в виде нового договора о границе вместо всех имеющихся на сегодняшний день договоров, которые одна из сторон, а именно наш сосед, считает «неравноправными». Подписание такого документа будет свидетельствовать о достижении взаимопонимания. Разночтения могут сохраняться, но уже не в нынешнем виде -- они уйдут из практико-политической области реальных двусторонних межгосударственных отношений и превратятся в предмет научных исследований.

Однако и до заключения нового договора о границе молодежь желательно воспитывать не в духе исторической враждебности и отложенной расплаты за территориальные «долги», а в духе ознакомления с фактами, свидетельствующими о взаимной помощи, сотрудничестве, союзе в отражении агрессии. Идея дружбы между нами исторически вызрела как отражение главных национальных интересов обеих сторон. Ее хорошо было бы возродить и уделять ей достойное внимание. Для этого российский президент и председатель КНР могли бы стать, соответственно, почетными председателями обществ российско-китайской и китайско-российской дружбы.

Второе -- необходимо обеспечить военную безопасность и создать при этом настоящее доверие в военной области. Мысль о допустимости войны между нами, рожденная Мао Цзэдуном, -- это безумие. Реально сегодня ни одна из сторон не угрожает другой. Но юридически наш сосед сохраняет тезис о необходимости побуждать Россию сокращать вооруженные силы и вооружения в стокилометровой полосе вдоль границы. Китай исходит из того, что мы якобы создавали для него военную угрозу и потому должны даже сегодня доказывать отказ от нашей былой «воинственной» политики сокращением вооружений.

Надо признать, что это -- анахронизм и рецидив старого мышления. Пришло время отменить соглашение о стокилометровой зоне, заявив, что оно уже выполнило свои задачи. Это продемонстрирует, что стороны считают вопрос о безопасности в отношениях между ними решенным и намерены отныне заботиться о глобальной и региональной, то есть внешней, безопасности.

Третье -- вопрос о соседях на своей территории. Здесь необходимо четко разъяснить, что на нашей территории мы приемлем лишь две категории людей, приезжающих из-за рубежа. Одна -- это те, кто хочет стать людьми русской культуры и поэтому стремится получить со временем российское гражданство. Сюда не относятся те лица, которые по тем или иным причинам (скажем, по воле властей своей страны) хотят заполучить наше гражданство и соответствующие права, но на деле оставаться собственностью своего государства.

Другая категория -- граждане соседней страны, которые приезжают к нам временно и оформляют это юридически, не имея прав российских граждан и не претендуя на эти права. При этом данная категория граждан соседнего государства не создает на нашей территорий никаких, даже минимальных, анклавов или замкнутых сообществ.

Владимиру Путину и Ху Цзиньтао желательно детальное знакомство со взглядами друг друга во всей полноте. Для этого недостаточно телефонных разговоров и периодических встреч с беседами по полтора-два часа. Тут нужны встречи раз в год или чаще, и не на день-два, а на неделю для подробного и глубокого обмена мнениями по всем интересующим вопросам. Хорошо, если бы граждане нашей страны знали о содержании этих бесед. Так можно постепенно рассеять сложившееся недоверие к происходящему в наших отношениях на высшем уровне.

Желательно также, чтобы руководители наших стран делали шаги к созданию трехстороннего механизма обмена мнениями между главами России, Китая и Америки в целях подготовки решений в Совбезе ООН. Это важно, ибо существует необходимость рассеивать сомнения в каждой из наших двух стран относительно связей соседа с США.

Юрий ГАЛЕНОВИЧ, профессор, доктор исторических наук