Время новостей
     N°77, 29 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2003
Ущелье президентов
Безопасность вокруг России стала коллективной
Вчера Душанбе хотя бы на полдня вернулся к своей обычной рабочей жизни. Все высокие гости таджикской столицы -- президенты Армении, Белоруссии, России, Казахстана и Киргизии во главе с хозяином, президентом Таджикистана (эта шестерка стран входит в Договор о коллективной безопасности СНГ), с утра покинули город и поднялись высоко в горы.

Здесь -- в часе езды от Душанбе, в живописном Варзобском ущелье, в одной из резиденций президента Эмомали Рахмонова с древним согдийским названием «Пугус» -- состоялась очередная сессия Совета коллективной безопасности СНГ. Когда «Гелендваген» Владимира Путина с московскими номерами съехал с горного серпантина к резиденции, в небе на всякий случай закружили два российских вертолета. «Гелендваген» был украшен двумя штандартами -- кроме российского триколора с орлом еще и кумачовый киргизский со стилизованной юртой в центре. По дороге в машине проходили переговоры Владимира Путина с Аскаром Акаевым. Настроение у президентов было под стать теплому весеннему утру в горах.

Хмурым выглядел только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Со встречи президентов в узком составе он вышел один и какой-то обиженный, а следом за ним плотной группой остальные пять президентов. У Александра Григорьевича настроение почему-то испортилось еще накануне, во время заседания межгоссовета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Ему там все не понравилось настолько, что, побеседовав один на один с г-ном Рахмоновым после заседания, белорусский батька подошел к телекамере НТВ и, от расстройства перепутав православные праздники, поздравил россиян не с Воскресением Христовым, а с Рождеством.

А затем, отвечая на вопрос корреспондента, почему он выглядит таким удрученным, Лукашенко сказал, что, мол, радоваться нечему и все зависит теперь от России, создающей новую экономическую организацию (он имел в виду четверку стран Организации региональной интеграции в составе России, Украины, Белоруссии и Казахстана) и не обращающей должного внимания на ближайших партнеров (понятно, что батька намекал на свою страну). Не успели создать эту организацию, жаловался Лукашенко, как тут же началось «торпедирование» ее работы. Александр Григорьевич закончил неожиданно и угрожающе: «Если так дальше пойдет, то мы на ближайшем заседании выйдем из четверки ОРИ (Организация региональной интеграции)». Не исключено, что г-н Лукашенко был уязвлен тем, что коллеги напомнили ему о долге Минска, который до сих пор не выплатил свой взнос в бюджет ЕврАзЭС. На сегодня Белоруссия выплатила только около 4%, в то время как не такая богатая страна, как Таджикистан, -- 86%, а Россия все 100%.

Между тем остальные лидеры ЕврАзЭС проявляли сдержанный оптимизм по поводу прошедшего саммита. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, вновь переизбранный председателем сообщества, был доволен не только этим. «Россия сделала решительный шаг на пути реального создания единого экономического пространства, согласившись отказаться от антидемпинговых мер во взаимной торговле со странами ЕврАзЭС», -- сказал он. Меры по защите внутреннего рынка Россия применяет в основном только в торговле с Казахстаном, а потому г-н Назарбаев имеет все основания для «выражения глубокого удовлетворения».

Договорились также относительно, пожалуй, первых совместных проектов в рамках ЕврАзЭС -- завершения начатого еще в советские времена строительства двух ГЭС: Сангтудинской в Таджикистане и Кабаратинской ГЭС-2 в Киргизии. Каждая стройка обойдется в 250 млн долларов. Основными инвесторами станут Россия и Казахстан. Они же будут получать и избыток вырабатываемой там электроэнергии. Строительство и ввод в действие этих ГЭС обеспечит Киргизию и Таджикистан новыми рабочими местами и даст серьезный импульс для развития экономик этих стран. Генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота чрезвычайно доволен результатами организованного им саммита -- теперь появляется шанс, что управляемая им структура перестанет быть виртуальной.

Шаг в том же направлении сделала вчера в Вардзобском «Пугусе» и организация Договора о коллективной безопасности. В развитии принятых ранее решений о придании ОДКБ статуса региональной и международной организации со строго определенной структурой были утверждены положения о советах министров иностранных дел, обороны, секретарей совбезов. Создан штаб ОДКБ, который будет находиться в Москве. Наконец, назначен генсекретарь организации, им стал бывший посол России в Дании Николай Бордюжа, ранее занимавший посты начальника пограничной службы России и руководителя кремлевской администрации. Кроме того, утверждены положения о финансовой деятельности ОДКБ, порядок создания и использования запасов для национальных формирований коллективных сил быстрого реагирования и подписано соглашение, предусматривающее создание единых сил технического прикрытия железных дорог стран -- членов организации.

На заключительной пресс-конференции снова самыми яркими оказались высказывания г-на Лукашенко. Отвечая на вопрос белорусского журналиста, он единственный из президентов читал по заготовленному тексту: «Определенные силы в ООН ведут к слому системы международной безопасности... Нам нужна более гибкая координация наших действий в критические моменты... Белоруссия уделяет особенное внимание укреплению белорусско-российской группировки ОДКБ...»

А президент Киргизии Аскар Акаев искренне радовался тому, что «авиационная компонента» коллективных сил быстрого развертывания будет располагаться в его республике на аэродроме Кант. В июле сего года состоится официальное открытие этой «компоненты».

Генеральным секретарем организации Договора о коллективной безопасности назначен вчера генерал-полковник Николай Бордюжа. Г-н Бордюжа является кадровым сотрудником органов госбезопасности, работал в системе КГБ с 1972 года. Во время реорганизации «конторы» после распада СССР в 1991--1992 гг. недолгое время проработал в ФАПСИ, а потом был переведен к пограничникам. Около шести лет являлся заместителем главы этого ведомства и на этом посту пережил несколько реформ пограничной службы, а в 1998 году стал директором ФПС. После августовского дефолта начался недолгий политический взлет Николая Бордюжи: в сентябре он стал главой Совета безопасности России, а в декабре к этому посту неожиданно прибавилась и должность главы администрации президента страны. Однако с этого поста генерала тихо сместили уже в марте следующего года, в разгар скуратовского «кассетного скандала». Часто высказывается мнение, что причиной этой отставки стало неумение или нежелание Бордюжи участвовать в аппаратных играх президентского окружения, хотя в профессиональном плане никаких претензий к генералу не было предъявлено. Достаточно удаленное место почетной ссылки нашлось не сразу: с апреля по май 1999 года бывший пограничник возглавлял Государственный таможенный комитет, а потом в ранге чрезвычайного и полномочного посла был отправлен представлять интересы России в Дании.

Аркадий ДУБНОВ, Душанбе