Время новостей
     N°77, 29 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2003
Идеология и выборы
Каждая партия идет на выборы со своим идеологическим месседжем, в наибольшей степени адекватным для ее избирателей. Наиболее идеологизированными из ведущих участников нынешней избирательной кампании являются давние антагонисты -- коммунисты и либералы, КПРФ и СПС. Сторонники Геннадия Зюганова синтезировали в своей идеологии программы компартии разных лет. Здесь и сталинская державническая составляющая, и ностальгические интонации по благостным (для сторонников левых сил) брежневским временам, и налет перестроечных формулировок -- например, признание, хотя и сквозь зубы, и со значительными ограничениями, института частной собственности. Однако именно такой «коктейль» наиболее соответствует умонастроениям избирателей КПРФ, среди которых есть и твердокаменные ортодоксы, и протестно настроенные избиратели, которым нет дела до Маркса с Лениным.

СПС, напротив, выступает за политические свободы и рыночную экономику в наиболее радикальном варианте. Ее избиратели -- это те, кто в наибольшей степени выиграл от преобразований последнего десятилетия, динамичные и довольные жизнью, более чем другие избиратели, -- именно эти люди в первую очередь голосуют за правых. Частично идеология правых соответствует их настроениям -- к примеру, профессиональная армия как один из основных месседжей предвыборной кампании. Мало кто из избирателей СПС хочет, чтобы их дети оказались в армии, но и уклонения от службы в армии своего государства они им не желают. В то же время избиратель СПС, как утверждают социологи, относится к Владимиру Путину еще более лояльно, чем даже сторонник «Единой России». А раз так, то правозащитная часть идеологии правых их собственным избирателем воспринимается с явным раздражением. Видимо, поэтому СПС никак не может обойти «Яблоко» по данным как ВЦИОМ, так и фонда «Общественное мнение».

«Яблоко», в свою очередь, не отказавшись от своего традиционного социального либерализма («за реформы без шока» 90-х годов), обогатило свой идеологический арсенал умеренным государственничеством. Наглядный пример -- коррекция позиции партии по Чечне. Основной избиратель «Яблока» -- российский интеллигент, востребующий честную политику и умеренно-либеральные идеи. Общий ренессанс государственной идеи в современной России оказал влияние и на этих людей -- поэтому «Яблоко», своевременно отреагировавшее на эту тенденцию, избежало опасности превращения в политическую секту (каковой является сейчас «Либеральная Россия», сохранившая верность правозащитной ортодоксии) и имеет неплохие шансы вновь оказаться в Думе.

Есть основания полагать, что в Думе вновь может быть представлена и ЛДПР, за которую голосуют не из-за крайнего шовинизма ее идеологии (все подражатели Владимира Жириновского не достигали успеха), а из двух соображений. Во-первых, из-за желания «плюнуть в лицо» политическому истеблишменту. Во-вторых, «для прикола» -- учитывая артистические таланты лидера партии. Избирателей с такими мотивациями в российском обществе больше 5% от числа голосующих, что Жириновский с успехом и использует.

Наконец, «Единая Россия». Хлесткая фраза о том, что «идеология партии власти -- это президент Путин», была бы явным упрощением. Хотя «единороссы» всячески стремятся отождествить себя с президентом, но для любой партии этого мало. Однако и роскошь иметь четкую идеологию, будь то либеральная, консервативная или социал-демократическая, «единороссы» позволить себе не могут. Ведь их задача -- обойти КПРФ, возглавить пропрезидентское большинство в следующей Думе -- заставляет «партию власти» бороться за голоса самых разных избирателей. И конформистов (тех, кто всегда голосует за власть), и часть протестного электората, которая не хочет голосовать за КПРФ, и кое-кого из потенциальных избирателей СПС -- того, кому не нравится фрондерство лидеров правых. С этим связана идеологическая эклектика «Единой России» -- к одним своим потенциальным сторонникам она обращается с призывом сохранять присущий им оптимизм, к другим -- с обличениями в адрес чиновников, забывших о народных нуждах.

Главная проблема партии власти заключается в том, что широко расставленные «ноги» могут начать «разъезжаться». В этом случае для того, чтобы не позволить протестным избирателям уйти к коммунистам, может быть востребована партия с левоцентристской идеологией, сочетающей в себе подчеркнутое государственничество и приоритетное внимание к социальным проблемам, но при этом не имеющая «коммунистического» имиджа. Из имеющихся в наличии политических партий в наибольшей степени этим критериям удовлетворяет Народная партия во главе с Геннадием Райковым, за которую к тому же, по данным ВЦИОМ, при известных условиях не прочь проголосовать до 9% избирателей (в это число входят как уже принявшие такое решение, так и не исключающие подобной возможности). Однако для успеха на выборах «народники» должны не только адекватно донести до избирателей свой месседж, но и сформировать удачную «первую тройку» из знаковых для протестного избирателя фигур.

Таким образом, нынешнее «деполитизированное» общество в сочетании с уже сложившейся традицией голосовать в первую очередь «за людей, а не за идеи», все же не исключает важного идеологического фактора в ходе избирательных кампаний. От того, насколько партия сможет «поймать волну» и донести свои идеи до избирателей, в значительной степени зависит ее успех на выборах.

Игорь БУНИН, генеральный директор Центра политических технологий