Время новостей
     N°76, 28 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2003
Репертуар национальной безопасности
В пятницу в Совете Федераций прошли слушания, посвященные государственной политике в области кинообслуживания населения. Поддержана Программа по созданию общероссийской сети кинопроката и кинопоказа, которую должны реализовать до 2007 года. Основные цели программы -- дать возможность смотреть кино на селе и в малых городах, а также увеличить долю российских фильмов в кинопрокате.

Для решения первой задачи нужно начать строительство небольших модульных кинотеатров, а это не так просто, поскольку их прибыльность будет невысока и частный капитал туда едва ли пойдет. Но с решением второй дело обстоит намного сложнее.

Сегодня зрители больших городов, куда худо-бедно добрались частные инвесторы, перестроившие старые или даже построившие кинотеатры нового типа, смотрят в основном кино американское (87%), а на долю отечественного приходится только 5,6% (в Европе доля национальных фильмов -- 25%). Наиболее простым решением представлялось квотирование: обязать владельцев кинотеатров показывать кино в нужном соотношении, и ситуация выравняется. У этой точки зрения нашлись свои сторонники в Думе. Однако министр культуры Михаил Швыдкой в своем докладе отчетливо заявил, что считает эту меру преждевременной. Дело в том, что отечественного кино снимается крайне мало, отрасль не работает так ритмично, как это необходимо прокату, и внедрение насильственных ограничений помешает развитию становящегося рынка. Активным противником ограничительных мер выступает и главный редактор журнала «Искусство кино» социолог Даниил Дондурей. По его мнению, сегодня отечественное кино неконкурентоспособно. По приблизительным подсчетам, российские фильмы в прокате принесли 6,5 млн долларов (половина этой суммы ушла кинотеатрам). При этом затрачено на их производство только федеральным ведомством 30--35 млн долларов, и еще примерно 20 млн привлечено из внебюджетных источников. Таким образом, 42 картины, на которые ушло около 55 млн долларов, возвратили в бюджет через кинотеатральный показ всего 3--3,5 млн долларов. Общий же объем средств, полученных кинопрокатом в 2002 году, составил 120 млн долларов.

В кино в России ходит сегодня значительно меньше людей, чем в мире (в США на одного человека приходится 5,7 посещений в год, в Европе -- 2, а в России -- 0,3), следовательно, потенциал этого рынка очень значителен. Но если российского зрителя обяжут смотреть вместо лучших американских, европейских, азиатских картин (а сегодня прокат имеет возможность снимать сливки с мирового кинопроизводства) малоинтересные в основном российские фильмы, то он (зритель) либо вообще не пойдет в кино, либо рынок уйдет в тень. По мнению г-на Дондурея (и с ним согласны сегодняшние прокатчики), сначала надо создать развернутую систему кинопоказа, а с увеличением количества залов возникнет и необходимость в увеличении числа картин. Вот тогда и настанет звездный час российского кино, как настал он для отечественных сериалов -- они сегодня в лидерах телепоказов, их предпочитает зритель, и это его собственный, а не навязанный выбор.

Поэтому государству надо думать о создании условий для кинопросмотров в малонаселенных районах, о внедрении единой системы учета продаж билетов, о рекламе отечественного кино.

С другой стороны, если до сих пор российский рынок кинопроката не слишком интересовал международные киносети, то с развитием отрасли ситуация может поменяться. Уже сегодня известны случаи, когда владельцы прав, с которыми у российских дистрибьюторов заключены контракты, ставят условия о недопущении на экраны российских фильмов. Во время слушаний продюсер Сергей Сельянов высказал опасение, что любой конкурентоспособный российский фильм будет изгнан из проката, дабы не «ломал коммерцию». Более миллиона долларов в прокате собрал «Олигарх», сейчас в лидерах молодежная комедия «Даже не думай». Однако пока прокатные компании являются и самыми крупными владельцами сетей, в их власти перекрыть экран для нежелательных конкурентов, каковыми становятся уже единичные российские картины. Выход -- опять же в расширении сетей, в разрушении монополии. Хотя, как сказал генеральный директор компаниии «Ист-вест» Евгений Бегинин, оценивая планы государственного кинопоказа, прокатчики американского кино с радостью воспользуются созданными государством новыми киноточками, чтобы показывать там свою явно востребованную зрителями продукцию. Смогут ли отечественные кинематографисты воспользоваться сетями, созданными для американских фильмов, еще вопрос.

Еще одна наболевшая проблема практически не была затронута на слушаниях. Хотя, судя по проекту решения, в кулуарах о ней серьезно беспокоились. Настолько, что даже включили в текст проекта фразу о «преобладании в репертуаре кинотеатров зарубежных фильмов», преподносящих массовому зрителю «идеологические ценности, не совпадающие с традициями российского общества». И рекомендацию в адрес президента: «взять под контроль вопросы кинообслуживания населения... имея в виду обеспечение информационной безопасности России». В своем выступлении эту тему слегка затронул лишь депутат Думы Станислав Говорухин, сообщив, что, поскольку влияние семьи и школы резко упало, а влияние улицы на неокрепшие души российской молодежи возросло, кино по-прежнему -- важнейшее из искусств. Какие специфически российские ценности оно должно внушать зрителю, вопрос открытый. Пока, если судить по отечественным сериалам, российские кинематографисты гораздо менее своих западных собратьев обеспокоены проблемами нравственного идеала или демократических завоеваний. Что же касается образа великой державы, то, конечно, есть желающие над ним поработать. Но вопросы контроля вменяемой части общества над смутной сферой общественных спекуляций явно принадлежат к области более широкой, чем кинематограф, который, как ни крути, все-таки в первую очередь развлечение.

Алена СОЛНЦЕВА