Время новостей
     N°75, 25 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.04.2003
Девяносто лет спустя
Из Рима в Москву привезут восстановленный балет Нижинского
Балет Римской оперы, что приедет через месяц в Москву, на Новую сцену Большого театра, не относится к числу трупп величественных и пышных. Андрис Лиепа, пригласивший журналистов на посвященную этим гастролям пресс-конференцию (организаторы -- Фонд Мариса Лиепы и открытый фестиваль искусств «Черешневый лес»), дипломатично уклонился от вопроса о нынешнем состоянии итальянского балета. Тем не менее грядущие гастроли вполне могут стать сенсацией года, потому что эта скромная труппа впервые в России станцует загадочный балет Вацлава Нижинского «Игры» (музыка -- Клод Дебюсси, сценография -- Лев Бакст).

В мае исполнится девяносто лет со дня той парижской премьеры, когда Нижинский впервые скрестил на сцене теннис с флиртом. В более поздних, уже безумных своих записях он «расшифровывал» сюжетное трио: две танцовщицы подразумевали двух молодых людей, танцовщик -- Дягилева. Премьера была шумной, но затем балет застыл под корой десятилетий, о нем только рассказывали легенды. Лишь семь лет назад американские реставраторы -- хореограф Милисент Ходсон и художник Кеннет Арчер -- вернули его на сцену.

Это не первая их работа подобного рода: репутацию честных исследователей и кропотливых реставраторов они приобрели еще 15 лет назад, восстановив «Весну священную» Нижинского для американского «Джоффри балле». (Спектакль затем был воспроизведен и в Риме -- и тоже приедет к нам; а в июне эту же версию выпускает премьерой Мариинский театр.) Вместе с «Играми» и «Весной» итальянцы покажут «Шехеразаду» -- хорошо знакомый Фокин, восстановленный-сфантазированный Андрисом Лиепой (танцевать будут Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе) и еще один маленький балет -- «Смерть Айседоры Дункан». Он к дягилевской эпохе привязан разве что именем главной героини -- это совсем недавняя постановка. Милисент Ходсон сочинила маленькую историю для Карлы Фраччи: великая балерина шестидесятых, два года назад возглавившая балет Римской оперы, не желает расставаться со сценой. Еще Андрис Лиепа сообщил, что мечтает показать в Москве недавнюю премьеру римлян -- «Гамлета», где Фраччи играет главную роль, а все остальные отданы мужчинам. Но это уже в следующий раз.

Анна ГОРДЕЕВА