Время новостей
     N°71, 21 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2003
Волгари взяли Северо-Запад
Крупнейшие речные пароходства -- в одних руках
Холдинг «Новые программы и концепции» (НПК) -- главный акционер Северо-Западного пароходства (СЗП) -- на прошлой неделе передал оперативное управление этим транспортным предприятием конкурирующему пароходству «Волга-Флот». Ожидается, что 26 апреля, на очередном собрании акционеров СЗП, будет объявлено о завершении сделки по продаже «Волга-Флоту» 54,86% акций СЗП, принадлежащих холдингу. Представитель Республики Башкирия в Совете Федерации Игорь Изместьев, структуры которого контролируют «Волга-Флот», в прошедшую субботу сказал газете «Время новостей», что конечной задачей является объединение двух пароходств. Он счел преждевременным раскрывать детали сделки.

Государству в лице Минимущества принадлежит 25,5% акций СЗП. Пароходством управляет совет директоров из девяти членов, трое из которых представляют НПК, трое -- Межпромбанк (крупный акционер НПК) и еще трое -- государство. Член совета директоров СЗП, руководитель Государственной службы речного флота России (в ранге заместителя министра транспорта) Николай Смирнов подтвердил газете «Время новостей», что лично он уже подписал документы о передаче управления СЗП новым акционерам. Г-н Смирнов также предположил, что эти акционеры объявят о своих дальнейших планах в ближайшую субботу, на акционерном собрании.

Между тем формально голосовать на нем они еще не смогут. Реестр акционеров для участия в собрании закрыт по состоянию на 21 марта 2003 года. Кандидаты в новый состав совета директоров (общим числом 21 человек) выдвинуты структурами, представляющими старых владельцев. Среди этих кандидатов фигурируют все девять нынешних директоров, включая Николая Смирнова и председателя совета, заместителя гендиректора НПК Андрея Дутова. Глава Росречфлота отказался обсуждать возможные персональные перестановки в высшем эшелоне СЗП в связи со сменой владельцев. Однако такие перестановки наверняка последуют, и для того чтобы их реализовать, «пришельцам» из «Волга-Флота» придется сразу же после завершения очередного собрания акционеров СЗП созывать внеочередное.

В прошлом году и в начале этого СЗП уже пережило целую череду таких внеочередных собраний в связи с конфликтом между НПК и миноритарным акционером пароходства -- группой СОТИ, которой принадлежит 5,48% его акций. В январе 2003 года основатель НПК Борис Кузык и Межпромбанк восстановили контроль над СЗП, однако вскоре решили расстаться с пароходством из-за его убыточности.

СЗП имеет 244 грузовых судна, 7 речных портов, 2 дочерних судоходных предприятия (одно из них в Астрахани) и 5 судозаводов в Ленинградской, Вологодской и Новгородской областях. Общая численность работников -- около 10 тыс. человек. Специализируется на перевозках сухих и сыпучих грузов, в том числе судами класса «река--море» в зарубежные порты Балтики.

«Волга-Флот» (бывшее Волжское пароходство, базируется в Нижнем Новгороде) имеет более 300 судов, в том числе (помимо грузовых) 50 трех- и четырехпалубных пассажирских теплоходов и суда на подводных крыльях. «Волга-Флот» -- крупный акционер восьми судоремонтных заводов.

Михаил КУКУШКИН